Инвестиционное послание Губернатора Оренбургской области Ю.А.Берга

Инвестиционное послание Губернатора Оренбургской области Ю.А.Берга

8 ноября 2013
Уважаемые друзья!

Активная работа над созданием в Оренбуржье комфортной среды для инвестора началась три года назад. Сейчас, когда регионы сражаются за каждый денежный проект, нужна серьезнейшая корректировка наших действий и, конечно, поиск новых инструментов и форм сотрудничества с инвесторами.

Поэтому в своем выступлении я определил одиннадцать ключевых направлений, по которым уже есть и первые результаты, и конкретные поручения, и общественные инициативы. А также отметил очевидные преимущества нашего региона перед другими территориями. Они, как пазлы, дополняют друг друга и в совокупности формируют картину регионального инвестиционного пространства. Отсутствие одного из них – ломает эту картину. Здесь нет вопросов второстепенных.

Итак, вот эти направления…

Стратегический подход в привлечении инвестиций – это первое.

Инвестиционное послание – программный документ, дополняющий Стратегию социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и Стратегию прорыва-2015.

Эти документы – идеологическая основа целенаправленной работы Правительства и бизнес-сообщества, которая принесла свои результаты. В прошлом году область совершила инвестиционный рывок – объем инвестиций в экономику и социальную сферу региона по итогам 2012 года составил 150 миллиардов рублей, что на 25% выше уровня 2011 года.

Мы понимаем, что на фоне макроэкономических трендов последнего времени, удержать столь высокую планку в ближайшие годы будет непросто, и здесь нам поможет только системный, стратегический подход к решению инвестиционных вопросов.

Для этого подготовлен проект Инвестиционной стратегии региона. Он активно обсуждался бизнес-сообществом на заседаниях экспертных групп и получил принципиальное одобрение областного Общественного совета по улучшению инвестиционного климата.

Хочу, чтобы было понятно: Инвестиционная стратегия – это не очередной продукт чиновников. Это совместный труд Правительства области и прогрессивного бизнес-сообщества. И я благодарен тем предпринимателям, которые приняли самое непосредственное участие в ее обсуждении и подготовке. Я говорю, например, о генеральном директор ОАО «Оренбургские минералы» Гольме Андрее Альбертовиче, руководителе компании «Базис-групп» Колесникове Владимире Викторовиче, главе Ликос-строя Куниловском Александре Анатольевиче, предпринимателе Никите Валерьевиче Трофимове, других бизнесменах и руководителях.

Спасибо коллегам за инициативу и дельные советы!

Следующий этап развития Инвестстратегии – разработка ее «дорожной карты» с определением реперных точек и сроков их достижения. В этом нам не обойтись без инициативы из территорий. Для этого в каждой территории должен заработать Совет по аналогии с областным Инвестиционным. А чтобы не было соблазна делать это для галочки или не делать вовсе, на официальных порталах Минэкономиразвития области и администраций муниципальных образований к новому году должны появиться разделы для размещения повестки заседаний инвестсоветов и отчетов по их итогам.

Стратегия – дополняемый документ, который должен меняться в русле времени.

Второе направление – совершенствование институтов и инструментов развития.

Год понадобился Корпорации развития Оренбургской области, чтобы встать на ноги. Два года она эффективно работает и уже стала узнаваемым брендом. В портфеле Корпорации целый ряд проектов с многомиллиардными инвестициями. Приведу один пример – проект по возрождению Буруктальского никеля стоимостью почти в 7 миллиардов рулей. Модернизация путем установки двух новых печей позволит не только вдохнуть жизнь в предприятие и сохранить сотни рабочих мест, но и сделать завод рентабельным и конкурентоспособным.

Каждый из полутора десятков проектов можно привести в пример, каждый можно назвать шагом вперед. Но важнее отметить, что индивидуальная работа с инвесторами ведется на системной основе. Разработан Регламент работы Корпорации в режиме «одного окна», унифицировано взаимодействие инвесторов и органов исполнительной власти. Намечен следующий шаг – Корпорация должна стать главным координатором работы по созданию индустриальных парков и инвестплощадок.

Вторым безусловным инструментом для определения инвестиционных точек роста является Реестр приоритетных инвестиционных проектов, обеспеченных государственной поддержкой. Сейчас в этом реестре 9 проектов на 39 миллиардов рублей и на 3 тысячи новых рабочих мест. На подходе еще 8 инвестпроектов.

Список этот живой, постоянно растущий. Отрадно видеть, что сырьевой акцент постепенно уходит. Среди проектов на будущее – и создание агропромышленного логистического центра, и строительство гостиницы с мировым именем, и развитие предприятий машиностроения.

Далее. В инвестиционном инструментарии Оренбургской области – система государственно-частного партнерства. Это не только новое поле деятельности для бизнеса, но и возможность привлечения частных капиталовложений в ту сферу, где услуги традиционно оказывались только государством. Я говорю о социальной и жилищно-коммунальной сфере. По нашим расчетам емкость рынка предоставления общественных услуг в Оренбургской области, куда сегодня мог бы зайти бизнес, свыше 100 миллиардов рублей.

Уже сегодня на федеральном уровне система ГЧП – это новый бренд Оренбургской области, потому что, по мнению экспертов, сумели сформировать работоспособную систему реализации проектов ГЧП в регионе и успешно ее опробовали. То, что другие территории только ставят себе в задачу, мы – уже сделали.

И мы развиваемся дальше. Одним из основных направлений применения ГЧП является деятельность в сфере ЖКХ, где уровень износа объектов инфраструктуры составляет 56 процентов. Исправить типичную для всей России ситуацию может передача в концессию или долгосрочную аренду объектов энергетики и коммунальной сферы. Некоторые территории уже «запустили пробные шары» – очистные в Оренбургском районе, объекты в Бугуруслане, Медногорске, Новотроицке и других муниципалитетах.

Главный камень преткновения на пути заключения долгосрочных договоров аренды с частными инвесторами – отсутствие инвентаризации и правовой регистрации государственного и муниципального имущества. Муниципалитеты должны подготовить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры своих территорий, схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения. Это надо сделать до конца 2013 года.

Но ГЧП – это не только инфраструктура. Это в огромной степени – социальная сфера. У нас уже состоялись несколько успешных проектов государственно-частного партнерства – диализные центры в городах Оренбурге и Орске, кувандыкский роддом, построенный по одной из моделей ГЧП. На очереди – многофункциональный театральный центр для детей и молодежи, дворец водных видов спорта в городе Оренбурге и центр музыкальных искусств.

Третье направление – это наше современное и своевременное региональное инвестиционное законодательство.

Инвестиции – не цель. Это средство и возможность выйти на новый качественный виток в истории региона.

Правительством области, Законодательным собранием, бизнес-сообществом проделана огромная совместная работа по актуализации инвестиционного законодательства. Фактически все главные для инвестора законы в регионе приняты и действуют.

Но предела совершенству нет.

Уже в ближайшее время необходимо разработать и направить в Законодательное Собрание области региональный законопроект «Об индустриальных (промышленных) парках», в котором должны быть прописаны стандарты деятельности парков и механизмы (в том числе финансовые) по поддержке резидентов. Тем более что Корпорации развития сейчас предстоит обеспечить эффективное функционирование наиболее проблемного объекта – территории бывшего Аппаратного завода. За счет привлечения исключительно частных инвестиций он должен стать современным индустриальным парком.

Не далее как позавчера принят закон «Об инвестиционном фонде Оренбургской области», цель которого – использование средств областного бюджета в реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. В его рамках затраты на создание обеспечивающей инфраструктуры инвестпроекта ложатся на бюджет области. Помимо этого, закон позволит нам привлечь средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. Такие возможности нельзя упускать.

Поэтому гарантирую, что это не последняя законодательная инициатива Правительства в вопросе создания инвестиционной среды в Оренбургской области.

Следующий шаг – развитие инвестиционных механизмов.

И здесь у нас сразу несколько опорных точек.

Во-первых, в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в области разработана и утверждена дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Она включает предложенные предпринимателями проекты, направленные на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса.

Во-вторых, на инвестиционном форуме в Сочи заключено соглашение о взаимодействии во внешнеэкономической сфере между Правительством Оренбургской области и Министерством экономического развития Российской Федерации. Министерству культуры и внешних связей совместно с Министерством экономики до конца года надо дополнить дорожную карту с учетом этого соглашения.

В-третьих, пора, наконец, сломать административные барьеры в решении таких ключевых для инвестора вопросов, как получение земельных участков, согласование строительства, подключение к инженерной инфраструктуре. И ни инвестиционные льготы, ни инвестиционная активность региональных властей не будут эффективными, если инвестор на муниципальном уровне сталкивается с волокитой и недостоверной информацией при выделении земельного участка.

Думаю, все присутствующие следят за новостями. Недавно Всемирным банком опубликован очередной рейтинг «Доинг Бизнес» (Doing Business). Россия поднялась на 20 позиций и, наконец, вошла в сотню стран, наиболее комфортных по ведению бизнеса. Одним из ключевых показателей в этом авторитетном рейтинге было количество дней и процедур необходимых для получения разрешений на строительство. Так вот, «средняя температура по России» - 297 дней! А Россия состоит из регионов и муниципалитетов! Оренбуржье, увы, не является передовиком среди субъектов. Поручаю Министерству строительства совместно с муниципалитетами провести комплексный мониторинг ситуации и разработать план мероприятий по кардинальному сокращению сроков получения разрешения на строительство.

И еще… В своем Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что «…необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства».

Откликнется ли инвестор на эти сигналы, во многом, будет зависеть от вас, уважаемые главы!

В каждом муниципальном образовании, подчеркиваю – в каждом! – должна быть принята четкая программа улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов, а также применяться лучшая региональная практика. Мы понимаем, что это требует значительных финансовых вливаний, поэтому готовы помогать, но только тем, кто сам способен включиться в эту работу.

Тем более что у нас есть явные и безоговорочные плюсы – например, выгодное расположение нашего региона.

Чем привлекательно для инвестора Оренбуржье? Прежде всего, своим расположением на стыке континентов и перекрестке культур. Мы должны использовать главное наше конкурентное преимущество – наше геополитическое положение.

«Оренбуржье – сердце Евразии!» – это не просто красивая фраза. Это катализатор для дальнейшего развития. Наша область, благодаря интеграции, может и должна стать местом размещения высокотехнологичных бизнесов, мультимодальных логистических центров и финансовых институтов. Это даст мощный экономический и социальный эффект в долгосрочной перспективе.

Другим нашим ключевым ресурсом являются наши производственные возможности.

Развивать их сегодня крайне сложно. Изношенность большей части основных фондов предприятий металлургии, машиностроения и металлообработки очень высока. В различных отраслях дела обстоят по-разному, но общая для всех и самая главная проблема – недостаток ресурсов для инвестиций. При низком уровне рентабельности и росте себестоимости продукции, ставки банковских кредитов для предприятий почти недоступны.

Недостаток заемных средств надо компенсировать за счет активного использования субсидиарных инструментов, дальнейшего развития механизмов получения госгарантий и имущества Оренбургской области в качестве залога для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. А также за счет применения механизмов налогового стимулирования.

Знаю, что по-прежнему много споров вызывает предложенное региональным законом право на снижение ставки налога на прибыль. Но ведь достаточно посмотреть на цифры! В 2013 году этим правом воспользовались шесть предприятий области, реализующих инвестпрограммы общей стоимостью 28,0 млрд. рублей. Среди них такие традиционные претенденты, как «Оренбургнефть», «Бугурусланнефть», а также представители других отраслей – «Новотроицкий цементный завод», «Гайский ГОК», Металлургический концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ», «Руссоль». В денежном выражении эта льгота составит 2,5 миллиарда рублей, при этом бюджет получит гарантированные налоговые платежи в размере 12,2 миллиарда рублей. И по инвестиционным договорам видно, что с сырьевого направления акцент смещается на проекты переработки и даже сферы услуг.

Новым видом преференций – освобождение от налога на имущество на срок до 5 лет, если это имущество вновь создано или приобретено и не было в эксплуатации – пока воспользовалось только одно предприятие – ЮУГПК. Это современный завод по производству цемента и клинкера, построенный с нуля. Полученная льгота составила 17 миллионов, тогда как объем инвестиций – 17 миллиардов рублей!

Наличие преференций стало, к примеру, сразу для трех компаний решающим при принятии решения о размещении в нашей области предприятий альтернативной энергетики. Самый свежий пример – компания КЭС-холдинг, которая будет строить в Оренбуржье солнечную электростанцию. Этот же инвестор рассматривает возможность строительства в нашем регионе еще и ветроэлектростанции.

Коллеги! Но какими бы не были эффективными инструменты, механизмы, законы и реформы, движущей силой любых преобразований остается человек.

Инвестиционная команда – это все те люди и структуры, кто сегодня формулирует инвестиционную повестку дня. При этом наша команда представлена всеми категориями общественных, политических, хозяйствующих, экономических и административных институтов.

Но главные действующие лица – инвесторы, которым предстоит превращать финансовые средства в новые основные фонды, рабочие места и, безусловно, в продукцию и услуги. Им мы должны помогать. И я хотел бы заверить вас, уважаемые предприниматели, что Правительство Оренбургской области – в вашей инвестиционной команде.

Отдавая должное решающей роли человеческого фактора, должен сказать, что на самом деле кадры по-прежнему решают все.

Можно долго и абстрактно говорить об инвестициях, о деятельности власти в этом направлении, но не стоит забывать, для кого это все делается. Я не раз говорил и не устану повторять: главный потенциал и гордость Оренбуржья – это люди! Вся наша работа направлена на то, чтобы каждому оренбуржцу было хорошо жить здесь. Чувство благополучия у человека возникает лишь при наличии душевного комфорта, при уверенности в абсолютной защищенности. А это возможно только в регионе со стабильной экономикой, эффективно управляемой и нацеленной на дальнейшее развитие!

Чтобы оставаться конкурентоспособными, мы должны создавать новые производства на основе современных технологий и новейших методов организации труда, менять структуру производства, увеличивая долю высокопроизводительных отраслей.

Это в свою очередь диктует нам необходимость подготовки высококвалифицированных кадров и современных менеджеров. В регионе надо сформировать систему профессионального образования, не просто учитывающую потребности инвесторов и предприятий, а четко ориентированную на них. Эта работа ведется, но достойной отдачи от нее пока нет. Основная проблема здесь – несоответствие образовательных программ реальным и перспективным потребностям экономики региона.

Пора взяться за эту проблему всерьез и разработать концепцию развития профессионального образования, сфокусированного на текущих и перспективных потребностях ключевых секторов и кластеров. Концепция должна стать основой повышения доступности и качества профобразования, и развития сотрудничества образовательных учреждений с бизнесом. Необходимы сквозные образовательные программы, разработанные совместно с ключевыми предприятиями, нужны системы карьерного планирования, начиная со школьной скамьи, и системы профессиональной сертификации и независимой оценки.

Прошу министерство образования и министерство труда считать разработку Концепции – прямым поручением.

В развитие темы хочу сказать, что ключевой задачей новой системы профобразования должно стать формирование инновационного мышления. Причем и у тех, кто начинал наш сегодняшний разговор, рассказывая с экрана об инвестициях, и у тех, кто уже работает на будущее региона сегодня.

Роль Правительства области здесь – в создании и развитии механизмов сотрудничества, я бы даже конкретизировал – в налаживании партнерских отношений между оренбургской наукой и промышленностью. Нам надо сконцентрироваться на становлении полноценной прикладной науки.

Мы много говорим о важности так называемого «инновационного лифта» – от идеи до ее промышленной эксплуатации – но так и не продвинулись в этом направлении. Попытка реализовать гигантский проект технопарка показала изначальную несостоятельность этой идеи. Объем и масштабы инновационной деятельности оказались несопоставимы с запросами технопарка. Нам остается развивать науку, а параллельно – тщательнее проанализировать наши возможности, выявить точки инновационного роста, актуализировать инновационное законодательство.

Да, у нас есть Рахматуллин и Цинберг – их успехи очевидны, признаны. Но нам нужно больше! И крупные предприятия должны задуматься о том, что без научных разработок сегодня, не будет завтра. Это касается и обогащения руды, и новых технологий в бурении, и модернизации машиностроения.

Пример – кувандыкский Криолитовый завод, перспективы которого прямо зависят от принципиального обновления технологии производства. Сегодня корпорация РУСАЛ приступила к разработке технико-экономического обоснования  реконструкции завода с переводом на производство «сухим способом». Но прежде чем вкладывать миллиарды, инвестирует значительные средства и время (около года) на проведение научных разработок. Этот пример лишний раз подтверждает, что инвестиции и инновации – звенья одной цепи, ведущей к успеху и развитию.

Министерству экономического развития совместно с Министерством образования уже поручено провести тщательный анализ и приступить к разработке стратегии инновационного развития области. Оренбургскую науку и бизнес прошу не остаться в стороне.

Уважаемые коллеги! Я не случайно в каждом из пунктов Инвестиционного послания акцентирую внимание на слове – развивать. Развивать, потому что начало уже положено, многое уже создано. Надо учиться грамотно использовать то, что нам дано природой, историей и создано руками талантливых оренбуржцев. Причем этот потенциал уже оценен и является достоянием каждого, кто связывает свое будущее и будущее своих детей с Оренбургской областью.

Одной из самых современных и независимых оценок потенциала региональной финансово-экономической системы стало подтверждение в течение двух лет подряд  международным рейтинговым агентством «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings).

Авторитетное мировое агентство подтвердило долгосрочные рейтинги Оренбургской в иностранной и национальной валюте на уровне «Би-БИ» (ВВ). Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Позитивный». На этом же уровне установлены рейтинги и по ценным бумагам региона.

Результаты столь авторитетного внешнего аудита «финансового здоровья» области говорят о том, что, несмотря на все негативные макроэкономические тренды, у Оренбургской области есть новые точки роста, а регион остается самодостаточным и способным к развитию.

А чтобы и впредь оставаться, что называется на уровне, помимо прочего, необходимо уметь себя показать. Грамотное позиционирование уникальных возможностей региона – еще одна цель нашей работы.

При поддержке Корпорации развития запущен инвестиционный портал Оренбургской области на русском и английском языках. Теперь необходимо продолжать работу по развитию информационных интерактивных ресурсов области, отражающих все инвестиционные площадки, объекты инженерной и социальной инфраструктуры. В первую очередь – завершить внедрение инвестиционной интерактивной карты области.

И, конечно, нам нужна качественная, пошагово разработанная концепция позиционирования региона как инвестиционно привлекательного, открытого для сотрудничества. Инвестиционный потенциал Оренбуржья надо преподносить инвестору – в том числе активно участвовать в выставках, экономических форумах, конференциях. Сохраняя пуховый платок как традицию и дань истории края, надо показывать потенциальным партнерам современные возможности региона. Что мы, собственно, и делаем, участвуя в международных выставочных мероприятиях, откуда привозим новые контакты и миллиардные контракты. Финансово-экономическому блоку Правительства уже дано поручение и дальше активно работать в этом направлении.

А подкрепить ее должна грамотная информационная деятельность и позиционирование Оренбургской области в российском и зарубежном информационном пространстве. И это уже задача структур, отвечающих за информационную политику в Правительства области, а также бизнес-структур, без помощи которых это сложно будет осуществить. Пиар – дело затратное, но, безусловно, окупаемое.

Хотел бы также заверить всех, кто готов сотрудничать с Оренбургской областью – каждый свой шаг, каждое действие Правительство области подкрепляет определенными гарантиями.

Во-первых, полной открытостью.

Комфортно на языке инвестора означает стабильность, прозрачность в регулировании, одинаковые для всех правила и процедуры. Для этого год назад было принято решение о внедрении регионального инвестиционного стандарта. В его основе – 15 основных требований. Сегодня мы уже внедрили 10 из них. До конца года завершим эту работу.

Задача на 2014 год – внедрение стандарта на муниципальном уровне. Поручаю руководителям территорий начать их разработку под четким методологическим руководством министерства экономического развития.

Краеугольная цель – чтобы стандарт реально упросил работу инвесторам.

Во-вторых, мы подкрепляем свои намерения открытой дискуссией с бизнес-сообществом.

Соответствующие общественные советы уже работают и показывают свою практическую пользу. Но «барометром» качества взаимоотношений власти и бизнеса должен стать уполномоченный по защите прав предпринимателей при Губернаторе области. Он уже назначен. Прошу всех представителей органов власти оказывать ему содействие.

Стандартизация, регламентация, контроль бизнес-омбудсмена позволят предотвратить излишнее регулирование предпринимательской деятельности, с одной стороны, и решить задачу снижения административных барьеров – с другой.

И третье – это то, с чего я начинаю и заканчиваю каждый разговор с представителями бизнеса, инвесторами – моя личная гарантия самого непосредственного участия в становлении каждого инвестиционного проекта на территории области. Будь то небольшое предприятие или масштабный производственный проект. Двери моего кабинета для инвесторов всегда открыты, а сотовый телефон включен 24 часа в сутки. Те, с кем мы уже работаем, прекрасно об этом знают.

Уважаемые друзья! Коллеги!

Я рассказал об основных направлениях инвестиционной политики Оренбургской области на 2014 год и ближайшую перспективу. Их на самом деле гораздо больше. Но те одиннадцать пазлов, которые сегодня лежат в основе инвестиционной стратегии, это главные слагаемые успеха.

А цель всех наших усилий – это, конечно, человек, оренбуржец, его благополучие и комфорт, уровень доходов и обретение необходимых благ. Стремиться к этому, работать над этой целью – наш долг. И в первую очередь перед теми, кто искренне считает, что инвестиции – это когда даешь одну монетку, тебе обратно отдают две!

Спасибо за внимание!
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~mWKTc