Новые требования при проведении ЭПБ документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО

Новые требования при проведении ЭПБ документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО

1 октября 2015
Воронина Л.Е., гл. специалист ЦКО, эксперт

Шумахер В.А., ст. бригадный инженер ЦНТО, эксперт ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» – предприятие «УралОРГРЭС»

Гончар С.П., эксперт
Исковских В.С., эксперт
ООО «Безопасность в промышленности»

Быстров С.А., заместитель генерального директора
Мышко Э.Т., эксперт
ООО «Диаформ»

В соответствии с ФЗ № 22 от 04.03.2013 «О внесении изменений в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности ОПО» и иные законодательные акты», вступившим в силу 15.03.2013, даны определения понятий:
- «техническое перевооружение ОПО – приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой технологии, автоматизации ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств» (гл. I, ст. 1);
- «технические устройства, применяемые на ОПО, – машины, технологическое оборудование, системы машин и(или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО (гл. I, ст. 1).

В соответствии с ФЗ № 186 от 02.07.2013 «О внесении изменений в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности ОПО» и иные законодательные акты», вступившим в силу 1.01.2014, дано определение понятия «экспертиза промышленной безопасности» – определение соответствия объектов ЭПБ, указанных в п. 1 ст. 13 ФЗ № 116.

Согласно ст. 8 ФЗ № 116 («Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО»), подход к оценке соответствия кардинально изменен по сравнению с предыдущими редакциями закона «О промышленной безопасности»:

1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном ФЗ № 116, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Если техническое перевооружение ОПО осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации.

Документация на консервацию и ликвидацию ОПО подлежит ЭПБ.

Документация на техническое перевооружение ОПО подлежит ЭПБ, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО без положительного заключения ЭПБ, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо если документация на техническое перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта (гл. II, ст. 8, п. 1 в ред. федеральных законов: № 243 от 18.07.2011, № 22 от 04.03.2013 и № 186 от 02.07.2013).

2. Отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию в процессе технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются.

Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию ОПО, подлежат ЭПБ.

Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат ЭПБ и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (гл. II, ст. 8, п. 2 в ред. федеральных законов: № 243 от 18.07.2011, № 337 от 28.11.2011 и № 22 от 04.03.2013).

3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО организации, разработавшие соответствующую документацию в установленном порядке осуществляют авторский надзор (гл. II, ст. 8, п. 3 в ред. федеральных законов: № 232 от 18.12.2006 и № 243 от 18.07.2011).

3.1. Соответствие построенных, реконструированных ОПО требованиям технических регламентов и проектной документации устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (Гл. II, ст. 8, п. 3.1 введен ФЗ № 232 от 18.12.2006 в ред. федеральных законов: № 243 от 18.07.2011 и № 22 от 04.03.2013).

4. Ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (гл. II, ст. 8, п. 4 в ред. ФЗ № 232 от 18.12.2006).

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, а также наличие у нее договора обязательного гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (гл. II, ст. 8, п. 4 в ред. федеральных законов: № 232 от 18.12.2006 и № 226 от 27.07.2010).

В статью 13 ФЗ № 116 «Экспертиза промышленной безопасности» внесены изменения по сравнению с предыдущими редакциями закона «О промышленной безопасности»:

1. Экспертизе промышленной безопасности в редакции ФЗ № 22 от 04.03.2013 подлежат:

- документация на консервацию, ликвидацию ОПО;

- документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

- технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных ст. 7 закона об ОПО;

- здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

- обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование его безопасности.

Пункты 2-6 ст. 13 гл. II изложены в редакции ФЗ № 186 от 02.07.2013:

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение ЭПБ, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Заключение ЭПБ, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных ФЗ № 116.

3. ЭПБ проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

4. Результатом ЭПБ является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей ЭПБ, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения ЭПБ устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

5. Заключение ЭПБ представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение ЭПБ может быть использовано в целях, установленных настоящим федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений ЭПБ федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

6. В целях исполнения настоящего федерального закона под заведомо ложным заключением ЭПБ понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения ЭПБ, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на ОПО, зданий и сооружений на ОПО, являвшихся объектами ЭПБ.

Заключение ЭПБ, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений ЭПБ.

Статья 13 ФЗ № 116 «Экспертиза промышленной безопасности» дополнена пунктами 7-10 в ред. ФЗ № 186 от 02.07.2013:

7. Ведение реестра заключений ЭПБ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

8. Руководитель организации, проводящей ЭПБ, обязан:

- организовать проведение ЭПБ в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

- обеспечить проведение ЭПБ экспертами в области промышленной безопасности;

- обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения ЭПБ.

9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

- определять соответствие объектов ЭПБ требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу, и фактического состояния технических устройств, применяемых на ОПО, зданий и сооружений на ОПО, подготавливать заключение ЭПБ и предоставлять его руководителю организации, проводящей ЭПБ;

- соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения ЭПБ и требования к оформлению заключения ЭПБ;

- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении ЭПБ;

- обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на ЭПБ, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении ЭПБ в отношении ОПО, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение ЭПБ, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим федеральным законом.

Литература

1. ФЗ № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности ОПО» (в ред. с изм. от 31.12.2014).

2. ФЗ № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» (в ред. с изм. от 23.06.2014).

3. ФЗ № 22 от 04.03.2013 «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности ОПО».

4. ФЗ № 186 от 02.07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части проведения ЭПБ».

5. ФЗ № 226 от 27.07.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

6. ФЗ № 232 от 18.12.2006 «О внесении изменений и Градостроительный кодекс РФ».

7. ФЗ № 243 от 18.07.2011 «О внесении изменений и Градостроительный кодекс РФ».

8. ФЗ № 337 от 28.11.2011 «О внесении изменений и Градостроительный кодекс РФ».


Специализированный журнал "Промышленность и безопасность" - www.pbperm.ru
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~cr7d2