«Калашников» смотрит в будущее

«Калашников» смотрит в будущее

3 января 2015
В интервью «Коммерсанту» гендиректор концерна «Калашников» Алексей Криворучко рассказал, куда ижевские оружейники будут поставлять продукцию, у кого покупать оборудование, а также о ребрендинге концерна.


«В ЦЕХАХ МЫ ОБНАРУЖИЛИ СТАНКИ XIX ВЕКА»


- ВЫ РАБОТАЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ «КАЛАШНИКОВА» ПОЧТИ ГОД. КАК МОЖНО БЫЛО ОЦЕНИТЬ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА МОМЕНТ НАЗНАЧЕНИЯ?

А.К. - Не буду скрывать, что, когда я пришел на предприятие, оно было в крайне тяжелом состоянии: убыток в 1,7 млрд рублей, неэффективно используемые площади, производственные мощности были серьезно изношены. При этом спрос на продукцию в разы превышал объемы производимого оружия. Поэтому первоочередной задачей для нас стала именно модернизация производства и наращивание объемов выпуска новой продукции.

- С ВАШИМ ПРИХОДОМ КОМАНДА СИЛЬНО ИЗМЕНИЛАСЬ?

А.К. - Изменения происходили, но достаточно естественным образом. Мы сократили управленческий штат, в частности количество заместителей, но, в то же время открыли набор сотрудников на 500 человек.

- КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ДЛЯ СЕБЯ ВНАЧАЛЕ?

А.К. - В первую очередь встал вопрос о повышении эффективности производства и сокращении издержек. Это была серьезная проблема: ветхое изношенное оборудование, устаревшие технологии, в цехах мы обнаружили уникальные станки XIX века, которые теперь будут переданы заводскому музею.
Вторым важным направлением стала разработка новой продукции. Мы чтим 200-летнюю историю предприятия, но, чтобы отвечать запросам рынка, необходимо расширять его возможности. Эти перемены давно назрели.

- К НАСТОЯЩЕМУ МОМЕНТУ ЧТО-ТО УДАЛОСЬ ИЗМЕНИТЬ?

А.К. - Мы серьезно увеличили объемы производства. В 2013 году концерн реализовал около 65 тысяч единиц стрелкового оружия, в этом году объемы выросли до 140 тысяч изделий, в 2015 году мы планируем работать над их увеличением.

Другим направлением работы стало повышение эффективности работы предприятия и работа над уменьшением издержек. Концерну требуются новые станки, новые технологии, без этого невозможно движение вперед, у нас в собственности гигантские территории, которые нужно содержать, охранять и отапливать, это выливается в огромные накладные расходы. Их мы начали сокращать, меняя территориальный план завода и отстраивая новые современные и технологичные пространства.

В этом году мы проинвестировали около 1,5 млрд рублей, которые пойдут на приобретение новых станков, развитие новых технологий, на ремонт площадей. Сейчас мы планируем закупить такие технологии, которые позволят сократить площади на треть и серьезно повысить качество продукции на фоне роста объемов производства. Например, в ближайшие недели мы получим станок, который заменяет целый цех из 26 машин, его окупаемость, по нашим оценкам, составит менее года. Вот такое соотношение.

— «КАЛАШНИКОВ» ПОПАЛ В САНКЦИОННЫЙ СПИСОК США. ПЛАНИРОВАЛОСЬ ПОСТАВИТЬ НА АМЕРИКАНСКИЙ РЫНОК 90 ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ, А УСПЕЛИ ТОЛЬКО 34 ТЫСЯЧИ. ЧТО СДЕЛАЛИ С ОСТАТКАМИ АМЕРИКАНСКОГО ЗАКАЗА?

А.К. - Да, действительно, изначально мы планировали поставить около 90 тысяч единиц, и мы бы выполнили эти объемы. Должен сказать, что санкции сказались не только на нас, но и на наших зарубежных покупателях. Сами американцы признавались, что очень расстроены таким положением дел: они любят русское оружие и хотят его получать и в дальнейшем. Поэтому мы уверены, что в случае отмены санкций мы сможем вернуться на американский рынок.

Что касается остатков, то нам удалось поставить их на другие рынки, поэтому финансово это на нас никак не сказалось, а вот неудобств мы получили массу. Два-три месяца у нас была неопределенность, но все-таки мы смогли найти другие рынки сбыта. Планы по производству 140 тысяч изделий в 2014 году мы все равно выполним, несмотря на потерю части американского заказа.

— НА КАКИЕ ИМЕННО ЭКСПОРТНЫЕ РЫНКИ ВЫ ВЫШЛИ?

А.К. - Это несколько разных регионов, в первую очередь, Латинская Америка, Африка и Азия. Нам очень интересен рынок Индии. Сейчас пока еще рано говорить о каких-то конкретных договоренностях, но работу мы ведем, все-таки там большая армия, большое количество военизированных структур. С Китаем мы больше взаимодействуем по оборудованию. Что касается поставок, Китай сам производит стрелковое оружие и сам обеспечивает свою армию. А рынка гражданского оружия там как такового нет.

— У ВАС ВОПРОСОВ ПО НЕЛИЦЕНЗИОННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ АВТОМАТОВ НЕ ВОЗНИКАЕТ?

А.К. - Эти лицензии были переданы так давно, что срок давности уже прошел и никаких судебных перспектив здесь не вырисовывается. Мы будем бороться с такими компаниями, но другими способами. Например, разработаем такое оружие, которое они скопировать уже не смогут.

— НЕ БОИТЕСЬ, ЧТО ЕСЛИ НЕЛИЦЕНЗИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЛИЦЕНЗИОННАЯ СТОЛКНУТСЯ НА РЫНКЕ ОДНОЙ СТРАНЫ, ТО ВЫИГРАЕТ ИМЕННО НЕЛИЦЕНЗИОННАЯ, ПОТОМУ ЧТО ЕЕ БУДУТ ПРОДАВАТЬ ПО ДЕМПИНГОВЫМ ЦЕНАМ?

А.К. - Есть такие опасения, но это все равно будут разные продукты. «Калашников» — это бренд, который несет в себе качество исполнения.

— ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ПОТРЕБОВАЛСЯ РЕБРЕНДИНГ КОНЦЕРНА?

А.К. - Без сильного бренда невозможна реализация стратегической цели по расширению рынков сбыта и увеличению доли на существующих. Помимо корпоративного бренда «Калашникова» обновлен продуктовый бренд боевого оружия, сохранены и обновлены две другие знаменитые торговые марки — «Байкал» и «Ижмаш». Под брендом «Байкал» сконцентрировано все производство гражданского оружия. Под обновленной торговой маркой «Ижмаш» концерн будет вести операции в сегменте спортивного оружия. Также в рамках ребрендинга мы разработали систему новых названий для всех выпускаемых моделей оружия. Если абстрагироваться от коммерческой стороны вопроса, то для нас ребрендинг — символ новой истории концерна.


«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАС ИНТЕРЕСУЮТ ИНВЕСТИЦИИ В РУБЛЯХ»

— ЭФФЕКТ ОТ САНКЦИЙ СКАЗАЛСЯ НА ВАШИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ — НА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, НА ВЫРУЧКЕ? КУРС РУБЛЯ КАК ПОВЛИЯЛ?

А.К. - Падения выручки не произошло, так как достаточно большая доля продаж концерна приходится на экспорт. Несмотря на то, что наш ключевой рынок в США закрылся, вырос спрос со стороны других заказчиков. По курсовым колебаниям мы не получили какой-либо выгоды, но по крайней мере и ущерб был минимален — менее 5%.
Инвестиционная политика в связи с санкциями не корректировалась, хотя мы понимаем, что некоторые виды оборудования для нас недоступны. Ряд американских и транснациональных банков отказываются от сотрудничества. Что касается кредитного портфеля, учитывая специфику нашей работы, мы всегда взаимодействовали только с российскими банками.

— РАССМАТРИВАЕТЕ ЛИ ВАРИАНТ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КИТАЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ?

А.К. - Сегодня такой вариант не исключен, хотя в практической плоскости такая работа не ведется. Нас в первую очередь интересуют инвестиции в рублях, это позволяет меньше зависеть от колебания валюты.

— МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СПРОГНОЗИРОВАТЬ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ИТОГАМ ЭТОГО ГОДА?

А.К. - Уже с большой долей вероятности могу сказать, что убытка по итогам этого года не будет. О размерах прибыли пока еще рано говорить, но рассчитываем, что она появится. При этом долговая нагрузка у нас пока не менялась, она осталась на уровне около 2 млрд рублей. На следующий год мы планируем увеличить инвестиции и, конечно, будем работать с банками.

— ВВЕДЕННЫЕ САНКЦИИ СО СТОРОНЫ США И СТРАН ЗАПАДА НЕ МОГЛИ НЕ СКАЗАТЬСЯ НА ПРОБЛЕМАХ ПРИ ЗАКУПКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТАНКОВ. У КАКИХ СТРАН ВЫ ИХ ПРИОБРЕТАЕТЕ ТЕПЕРЬ?

А.К. - У разных производителей: все зависит от станка. Где-то есть монополисты, где-то есть выбор, и поставщики конкурируют. Сейчас мы в первую очередь изучаем китайских и тайваньских производителей. Важно отметить, что все оборудование, которое мы сейчас приобретаем, окупается в среднем за два-три года.

— РАССМАТРИВАЕТЕ ЛИ ВЫ В КАЧЕСТВЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СТАНКОВ ИЗ СТРАН СНГ?

А.К. - Конечно, рассматриваем. Недавно мы закупили партию станков белорусского завода «Красный борец», они должны вскоре поступить на предприятие.
А что касается западных станков, мы заменили европейские вертикально-фрезерные и токарные станки на продукцию тайваньского производителя, по другим направлениям сотрудничаем с Китаем.


«РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «РАТНИК» УЖЕ БЛИЗКИ К ЗАВЕРШЕНИЮ»

— КАК У ВАС СКЛАДЫВАЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ С МИНОБОРОНЫ?

А.К. - Мы понимаем, что государство — это наш главный заказчик, и делаем все, чтобы его полностью удовлетворить. Сейчас, например, ведутся опытно-конструкторские работы в рамках проекта «Ратник», и они уже близки к завершению. Мы участвуем в этом проекте с автоматом АК-12.

— СЕЙЧАС ВЫ РАБОТАЕТЕ НАД АК-12, А КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ?

А.К. - АК-12 — это только одно из направлений, пусть и самое важное. У нас на сегодня открыто более 30 различных опытно-конструкторских работ: часть из них мы делаем в инициативном порядке, часть — по заказу силовых структур. С учетом того, что концерн производит примерно 95% российского стрелкового оружия, мы смотрим и на другие сегменты, такие, как легкие боевые модули и беспилотные летательные аппараты.

— ЧТО С РАЗРАБОТКОЙ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ СНАЙПЕРСКИХ ВИНТОВОК?

А.К. - Мы ведем работы по созданию новых снайперских винтовок, которые по своим техническим характеристикам будут превосходить мировые аналоги. Винтовки изготавливаются как в традиционных для России калибрах, так и в востребованном в настоящее время калибре 338 Lapua Magnum.



Источник: kommersant.ru
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~ZZCL2