Решение № 43-1 от 24.06.2015 Общественного совета при Ростехнадзоре

Решение № 43-1 от 24.06.2015 Общественного совета при Ростехнадзоре

24 июня 2015
Решение № 43-1 от 24.06.2015

РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

«24» июня 2015 г. г. Москва № 43-1

Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе

Заслушав доклад председателя комиссии Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, заместителя председателя секции НТС Ростехнадзора, председателя Рабочей группы при Президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, профессора, член-корр. РАН, д.т.н. Н.А. Махутова «Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

Принятые в 2013 - 2015 годах Федеральные законы о стратегическом планировании в Российской Федерации, о промышленной политике, а также внесенные изменения в законодательные акты о промышленной безопасности и соответствующие документы Правительства и постановления Ростехнадзора направлены на углубленный анализ снижения рисков отказов, аварий и катастроф.

Одним из новых важных положений правовой и нормативной базы стало категорирование объектов по степени их опасности – это коснулось высокорисковых объектов промышленности, транспорта, гидротехнических сооружений. В качестве базовых критериев потенциальной опасности промышленных объектов стали количество (валовое или объемное) опасных веществ и сочетание давлений и температур рабочего тела в процессе технологических операций, хранения и транспортировки. По таким критериям нефтегазовый комплекс страны и его объекты I и II классов опасности создают существенные риски.

За 15 лет действия Федерального закона ФЗ-116 в нефтегазовом комплексе разработана, непрерывно совершенствуется и активно используется нормативная база в сфере экспертизы промышленной безопасности. При этом в самое последнее время с повышением класса опасности объектов повышается уровень требований и ответственности экспертов и экспертных организаций, а также степени государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью. Такой подход находит отражение в соответствующих документах Правительства и Ростехнадзора в 2015 году.

Вместе с тем, наряду с правовым и нормативным направлением реальное влияние на уровень промышленной безопасности объектов I и II классов опасности в нефтегазовом комплексе будет оказывать переход на новые методические, технические, системные, аппаратные и кадровые решения в сфере диагностики состояний и мониторинга рисков для критически важных компонентов и оборудования этих объектов.

Федеральный закон №172 от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принципиально по-новому ставит вопрос об одновременном достижении двух стратегических приоритетов – устойчивом социально-экономическом развитии и повышении национальной безопасности. Для нефтегазового комплекса реализация этих приоритетов возможна на базе обоснованного использования критериев двух основных рисков – индивидуальных и социальных рисков гибели людей и потери здоровья и интегральных экономических рисков в сложной социально-природно-техногенной системе с расширением сферы всего законодательства по безопасности.

Российская академия наук, МЧС России, Ростехнадзор при координирующей роли Совета Безопасности разрабатывают единую систему определяющих уравнений и их параметров для количественного определения указанных рисков и достижения функционирования нефтегазового комплекса в зоне приемлемых рисков.

Эта стратегическая задача будет решаться через разработку, регламентацию, нормирование и надзор за комплексом важнейших параметров работоспособности объектов I и II классов опасности как в традиционной последовательности «прочность → ресурс → надежность → живучесть → безопасность → риск → защищенность от аварий и катастроф», так и в более перспективной обратной. Для каждого из элементов этой последовательности существуют общепринятые и новые критерии и параметры. Они подлежат количественному расчетно-экспериментальному определению с применением традиционных и новых методов и средств диагностики состояния не только несущих элементов, деталей, узлов, оборудования, технологических комплексов и объектов в целом, но и операторов, персонала, а также окружающей среды.

Целью такой непрерывной диагностики становится переход в сфере промышленной безопасности к мониторингу рисков с построением пространственных диаграмм предельных и приемлемых состояний. При таком переходе в диагностике состояний и мониторинга рисков становится крайне актуальным применение многопараметрических методов и систем оценки определяющих характеристик состояний и рисков, регламентация стадий их оценки для всего жизненного цикла.

Накопленный отечественный и зарубежный опыт в этом направлении отражен в многотомной серии «Безопасность России», а также в нормативной базе передовых отраслей техники (атомной, авиационной, ракетно-космической).

С учетом вышеизложенного Общественный совет р е ш и л:

1. Комиссиям Общественного совета совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора до конца 2015 года подготовить и обобщить предложения по формированию документов стратегического планирования в области диагностики состояния, мониторинга рисков в соответствии с федеральными законами о стратегическом планировании и промышленной безопасности.

2. Рекомендовать руководству Ростехнадзора включить в оперативный план НИР научную, информационную и методическую поддержку разработки межотраслевых и отраслевых документов стратегического планирования в области промышленной безопасности с акцентом на переход к расчетно-экспериментальному определению формирующихся во времени фактических, приемлемых и критических интегральных рисков аварий и катастроф.

3. Рекомендовать руководству Ростехнадзора, Комиссиям Общественного совета по согласованию с Редакционным советом многотомной серии «Безопасность России» в 2015 году провести подготовку материалов для нового тома по промышленной безопасности с его изданием в 2016 году.

www.gosnadzor.ru
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~yP3vC