Требования к прокладке наиболее опасных участков магистральных трубопроводов в местах естественных и искусственных преград

Требования к прокладке наиболее опасных участков магистральных трубопроводов в местах естественных и искусственных преград

14 января 2016
Зубов В.Г.
Начальник Управления по диагностическому обследованию
магистральных газопроводов
АО «Промгазинжиниринг»
e-mail: zubov@promgazeng.ru

Даньшин С. И.
ООО «Высокие экспертные и строительные технологии»
Заместитель начальника отдела обследований
e-mail:westltd@yandex.ru

Вдовенко Е. Е.
ООО «НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ»,
ведущий инженер отдела оценки рисков
Электронная почта: vdovenko.ee@orfi.ru

Сухова В.В.
ООО «НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ»
ведущий инженер отдела экспертизы промышленной безопасности проектной документации
Электронная почта: suhova@orfi.ru

Стробыкин О. В.
Руководитель НУЦ
ООО НПФ «ДИАТЕХ»
e-mail: strobykin@diatech.ru



Магистральные трубопроводы транспортируют сырье на значительные расстояния, пролегают по территориям с разными климатическими, геологическими и рельефными характеристиками, пересекают большое количество естественных и искусственных преград. Поэтому строительство магистральных газонефтепроводов базируется на четырех принципиально различных схемах конструктивных решений: подземная, полуподземная, надземная и наземная. Согласно пункту 8 «Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов»,  выбирать трассу линейной части магистрального трубопровода следует с учетом природно-климатических особенностей территории, гидрогеологических свойств грунтов, близости транспортных путей и коммуникаций. Пункт 17 вышеназванных правил диктует, что в составе трубопровода должны быть определены наиболее опасные участки, в том числе переходы через автомобильные и железные дороги, через естественные и искусственные водные объекты, проходящие в особых природных условиях, по которым проектной документацией должны быть предусмотрены дополнительные меры, направленные на снижение риска аварий.

Среди специальных мер безопасности, снижающих риск аварии (п.20) должны быть предусмотрены:

1) увеличение толщины стенки трубопровода;
2) увеличение глубины залегания трубопровода;
3) повышение требований к категории защитного покрытия и режимам средств электрохимической защиты, обустройство систем коррозионного мониторинга;
4) применение защитного футляра, обетонирования, защитных плит;
5) прокладка в тоннеле;
6) обустройство дополнительных обвалований и защитных стенок;
7) укрепление грунта (берегов);
8) устройство отводящих систем (каналов, канав); ведение мониторинга технического состояния трубопровода.

Также должны быть предусмотрены специальные технические решения по контролю утечек.
При пересечении магистральными трубопроводами водных преград, болот, оврагов, балок, железных и автомобильных дорог чаще всего прокладывают подземные переходы.

Подводные переходы через крупные водные прегра¬ды проектируют на основе данных гидрологических, инженерно-геологичес¬ких, топографических и хозяйственно-региональных изысканий. Выбранное место перехода следует согласовывать с соответствующими бассейновыми управлениями речного флота, органами по регулированию использования и охране вод, охраны рыбных запасов и заинтересованными организациями. Эти перехо¬ды, как правило, заглубляют в дно водоемов или рек ниже наносных донных отложений, чтобы предотвратить оголения трубопроводов, которые могут привести к возникновению вибраций, повреждению трубопроводов судами и раз¬рушению от гидродинамического воздействия воды.

Подводный переход включает в себя русловую (располагается под руслом реки) и пойменную (располагается на территории поймы) части. На основании прогностических данных (на 25 лет вперед) рассчитывается верхняя граница пригруженного под¬водного трубопровода на 0,5 м ниже предельного профиля размыва русла реки.

Границы подводного перехода определяются местами установки запорной арматуры на берегах водоемов или рек. Такие переходы проектируют ниже по течению от мостов (в том числе железнодорожных и автомобильных), пристаней, на расстоянии 1000 и 1500 м, от водозаборов и других гидротехнических сооружений 3000 м. Профиль подводной траншеи должен соответствовать естественному радиусу изгиба нитки трубо¬провода. Минимальное расстояние между осями соседних ниток подводных переходов должно составлять 30 и 50 м (для диаметров трубопроводов 1000 мм и более). Проект прокладки подводного перехода также должен предусматриваться решение по укреплению берегов,  по предотвращению стока воды вдоль трубопровода.

При прохождении трубопровода через болота ведется прокладка на грунт или торфяной слой. Чтобы предотвратить всплытие, участки трубопровода пригружают специаль¬ными навесными грузами, сплошными покрытиями тор¬кретбетоном, сборными железобетонными скорлупами, а также закрепляют винтовыми, гарпунными или раскрывающимися в минеральном грунте анке¬рами. Проектируют трубопроводы на болотах прямолинейно с минимальным числом поворотов; в местах поворотов применяют упругий изгиб. При проектировании насыпи из торфа и минерального грунта должно быть предусмотрено устройство водопропускных сооружений, дно которых и прилегающие откосы должны быть укреплены. Экономически выгоднее в болотных условиях по возможности применять прокладку с частичным заглублением в траншеи-канавы глубиной до 0,6-0,8 м.

Подземные переходы через железные и автомобиль¬ные дороги прокладывают под углом в   90 ° ниже подошвы их насыпей, для защиты изготавливают специальные трубы-футляры с диаметром на 200 мм больше диаметра труб. Концы трубы-футляра выводят за пределы железнодорожных путей на расстояние 25 м, автомобильных дорог - на 10 м. Такие футляры должны быть оборудованы вытяжными свечами и аварийными канавами со смотровыми колодцами.



Литература:

1.    Иванов В.А., Кузьмин С.В. и др. Сооружение подводных переходов магистральных трубопроводов: Курс лекций. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 217 с.
2.    Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов N 30605 от16 декабря 2013 года.
3.    Рудаченко А.В., Чухарева Н.В., Жилин А.В. Пректирование и эксплуатация газонефтепроводов: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 238 с.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~t4yde