Демонтаж кирпичных дымовых труб методом порядового разбора кирпичей

Демонтаж кирпичных дымовых труб методом порядового разбора кирпичей

14 октября 2015
А.Л. Фролов, эксперт
А.М. Аллаберганов, эксперт
А.В. Павлова-Савельева, руководитель ЭО
А.М. Аллаберганов, эксперт
ООО «ПСК «Высота»

Д.А. Киселев, эксперт
ООО «Диаформ»,

Дымовые и вентиляционные промышленные трубы в своей массе строились и вводились в эксплуатацию более 30 лет назад. За этот период времени изменились условия эксплуатации труб, техническое оснащение предприятий и нормативная база. Многим дымовым и вентиляционным промышленным трубам сегодня уже по 50, 70 лет, и за время эксплуатации трубы перенесли множество ремонтов, некоторые трубы выведены из эксплуатации, а некоторые имеют дефекты категории «А». Подобные трубы подлежат демонтажу, или дорогостоящему капитальному ремонту. В нашей статье мы коснемся только демонтажа кирпичных дымовых и вентиляционных промышленных труб.

Демонтаж, или снос дымовых труб промышленного назначения всегда представляет большую проблему в силу ряда причин:
- большая плотность застройки вокруг трубы;
- наличие разветвленной сети коммуникаций, как надземных, так и подземных, непосредственно вблизи трубы;
- аварийное состояние трубы, и, как следствие, возможность ее непроизвольного обрушения.

Существует несколько методов сноса кирпичных промышленных труб.

Первых два, это метод подрубки и метод направленного взрыва. Эти методы целесообразно применять там, где есть достаточно свободного места для обрушения трубы. Так как радиус сектора в сторону предполагаемого падения должен быть не менее полуторной высоты трубы, а радиус сектора с противоположной стороны трубы не менее 15 метров. Площадка должна быть ограждена и охраняться постами.

Третий способ ликвидации кирпичной промышленной трубы, это способ демонтажа трубы методом порядовой разборки кирпича. Этот метод единственный из возможных в условиях плотной застройки промышленных предприятий.

Порядовый демонтаж трубы можно производить двумя способами, первый способ, разборка кирпичной кладки трубы наружу. Второй способ, разборка кирпичной кладки трубы внутрь.

Рассмотрим первый случай. В этом случае вокруг трубы должна быть обеспечена безопасная зона, равная 0,3 - 0,5 высоты дымовой трубы. Что может быть затруднительно, например, при высоте трубы 60 метров, радиус безопасной зоны должен быть равен 20 – 30 метров, что редко случается, так как трубы, как правило, строятся вблизи зданий котельных, или цехов. Конечно, можно выделить сектор, для скидывания кирпича, в случае если коммуникации или здания котельной, или цеха примыкают с одной из четырех сторон к трубе. Но при этом необходимо помнить, о возможном случайном обрушении части кирпичной кладки, или отдельных кирпичей в сторону коммуникаций или здания, что может привести к их повреждению. Для предотвращения подобных случаев необходимо установить защиту над коммуникациями, и смонтировать непосредственно на трубе на расстоянии 2-3 метра от места демонтажа стальную сетку, для улавливания мелких фрагментов кирпича и кладки, используя для крепления сетки рамки из стальных уголков, закрепленных за стяжные кольца.
Все мероприятия, касающиеся производства работ и защите конструкций, в обязательном порядке прописываются в каждом конкретном случае в проекте производства работ и согласовываются с технической службой заказчика.

Второй способ, разборка кирпичной кладки трубы внутрь. Этот способ более трудоемкий и применяется в крайнем случае, в условиях, когда другие способы демонтажа невозможны. Он подразумевает наличие защитных ограждений над коммуникациями, монтажа улавливающей сетки по всему периметру кирпичной трубы.

Остановимся на этом способе более подробно. Прежде всего, оценивают объёмы работ по демонтажу. Для этого следует произвести подсчет объемов кладки ствола с учетом изменения толщины ствола по слезниковым поясам и рассчитать объем футеровки. Рассчитанное значение будет необходимо для оценки вывоза и утилизации кирпича после разборки трубы. Затем прорабатываем мероприятия по обеспечению защиты коммуникаций от случайного падения кирпичей и фрагментов кладки. В обязательном порядке расписываем методы безопасной работы на высоте при демонтаже кирпичной кладки.

Объем кирпичной кладки трубы, как правило, значительно превышает возможности, отведенной заказчиком площадки для складирования демонтированного кирпича. Необходимо каждую смену или раз в несколько смен, в зависимости от производительности труда, вывозить демонтируемый кирпич. Поэтому, в нижней части кирпичной трубы, со стороны временных дорог, или подъездных путей, пробиваем отверстие, а в трубе монтируем наклонную, в сторону пробитого отверстия, стальную площадку, с таким расчетом, что бы демонтируемый кирпич по наклонной площадке скатывался в отверстие, и далее по желобу в отвал, или контейнер, или кузов самосвала.

Стальные детали ходовых скоб, стяжных колец, спускаются вручную, на канатах, или при высоком весе деталей, применяют лебедку, устанавливаемую недалеко от трубы в безопасной зоне, при этом монтируют на трубе кран-укосину. Металлические элементы складируются на отдельной, специально для них отведенной площадке.

При разборке трубы важно расположение вокруг неё различных построек. Их расположение влияет на выбор технологии разборки кладки трубы ("внутрь" или "наружу"). Завершив разборку ствола трубы, необходимо произвести полную уборку строительного мусора. Кирпич следует вывести на автосамосвалах для последующей утилизации, или использования.

Метод порядового разбора кирпичной кладки труб широко используют и при капитальных ремонтах кирпичных труб, если необходимо заменить (переложить) достаточно большие участки ниже оголовка. В связи с тем, что данный метод исключает расходы на дополнительные дорогостоящие работы и ресурсы (динамит, закладка детонаторов, подрыв, специальные разрешения и специальные проекты), а также траты на получение разрешения для проведения подрывных работ.

К недостаткам относятся большая трудоемкость работ, длительные сроки демонтажа и работы, связанные с нахождением людей на высоте.

Метод порядового разбора кладки, может применяться в любых условиях. А в условиях плотной застройки это единственный способ демонтажа кирпичных дымовых и вентиляционных промышленных труб.

Специализированный журнал "Промышленность и безопасность" - www.pbperm.ru
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~fvnd4