Юрий Лаптев: «Необходимо минимизировать дефицит бюджета»

Юрий Лаптев: «Необходимо минимизировать дефицит бюджета»

1 декабря 2013
На пленарном заседании Законодательного собрания Кировской области принят закон «Об областном бюджете Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Корреспондент издания «Вятка» встретился с одним из участников бюджетного процесса – председателем контрольно-счетной палаты Кировской области Юрием Лаптевым.

– Юрий Николаевич, какая роль отведена КСП в работе над главным финансовым документом области?

– Процесс работы контрольно-счетной палаты над бюджетом идет непрерывно, в течение года анализируем и оцениваем его исполнение. Но самый активный, ответственный период наступает при подготовке заключения. Нынче, как и в прошлые годы, мы провели экспертизу разработанного проекта закона об областном бюджете, результаты которой были рассмотрены и утверждены на заседании коллегии КСП, затем мы с аудиторами представили информацию на заседаниях профильных комитетов ОЗС. Надо сказать, что обсуждение проходило активно.

– К каким выводам пришли контролеры палаты после анализа разработанного бюджета, какие внесли предложения?

– Экспертиза проекта закона об областном бюджете, проведенная контрольно-счетной палатой, показала, что основные его параметры соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ. Бюджет формировался в сложных экономических условиях. Прогноз социально-экономического развития региона предполагает замедление темпов экономического роста по обоим вариантам. В основу формирования бюджета положен второй вариант, предполагающий несколько более высокие показатели. Учитывая, что прогнозируемые на 2014-2016 годы темпы экономического роста не обеспечивают выполнение задач, поставленных в Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, КСП предложила правительству скорректировать стратегию с учетом изменившейся экономической ситуации. Последние годы мы отмечаем тенденцию сокращения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Кроме того, темпы роста экономики Кировской области увеличиваются более медленно, чем растут обязательства государства. Все это стало причиной сохраняющегося в последние годы большого объема дефицита областного бюджета.

– В основном, доходная часть бюджета формируется за счет поступления налогов?

– Увеличение налоговых доходов к ожидаемой оценке 2013 г. прогнозируется за счет трех основных источников: НДФЛ, налога на прибыль и акцизов. Хотелось бы отметить, что к 2016 г. в структуре доходов значительно увеличилась доля НДФЛ (до 40%) при сокращении других источников дохода, в том числе доли налога на прибыль (26%). По нашему мнению, это свидетельствует о негативных тенденциях в развитии региональной экономики. Сохраняются риски недопоступления налога на прибыль, и не только потому, что 70% объема этого налога формируется предприятиями, зарегистрированными за пределами области. Сложно прогнозируется объем налога, поступающего от крупнейшего налогоплательщика – Завода минеральных удобрений КЧХК, прибыль которого зависит от конъюнктуры мировых рынков и курса доллара.

– Как при таком напряженном бюджете решается вопрос с предоставлением налоговых льгот? КСП в прошлом году анализировала их эффективность.

– При общем снижении доходов областного бюджета контрольно-счетная палата отмечает существенный объем предоставляемых налоговых льгот. В 250 млн. рублей оценивается сумма льготы по налогу на прибыль, порядка 100 млн. рублей – по налогу на имущество. И это только для частных инвесторов. Существуют еще льготы для сельхозтоваропроизводителей и предприятий переработки. В рамках своих экспертно-аналитических мероприятий в текущем году КСП отмечала, что одним из дополнительных бюджетных доходов могли бы стать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства и оптимизации существующей системы налоговых льгот, а также меры по повышению качества администрирования предоставляемых льгот.

– Какие могут быть дополнительные направления увеличения доходов?

– В целях поддержки и повышения эффективности малого бизнеса из областного бюджета ежегодно направляются значительные финансовые ресурсы. Однако, при прогнозировании поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, данный факт не учитывается. Считаем, что потенциал развития малого бизнеса и влияние мер государственной поддержки должны находить отражение при прогнозе поступлений данного доходного источника. Правительству предложено внести поправки в методику расчета этого налога.
Доля неналоговых доходов в бюджете невелика – 2,6-2,7%. В целях увеличения их поступлений необходимо активизировать работу по вовлечению земель, находящихся в областной собственности, в хозяйственный оборот. По оценке КСП до 90% земель этой категории не используется.
Необходимо активизировать работу по взысканию в претензионно-исковом порядке штрафных санкций с недобросовестных контрагентов. Проверки КСП показывают, что выявляются значительные суммы непредъявленных к нарушителям штрафов, которые являются одной из составляющих данного вида неналоговых доходов.

– Юрий Николаевич, а как обстоят дела с расходной частью бюджета?

– При прогнозировании расходов прослеживается тенденция увеличения социальной направленности областного бюджета: расходы на социально-культурную сферу к 2016 году по сравнению с 2013 годом вырастут на 14%, на национальную экономику – на 4,2%. При формировании проекта областного бюджета реализован ряд мер по оптимизации расходов. Кроме того, в законопроекте сокращен объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в Фонд ОМС по сравнению с 2013 годом в 4,2 раза (с 549 до 130,7 млн. рублей) на финансирование скорой медицинской помощи. В данном случае имеет место нарушение ст. 51 Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», исключающей снижение объемов финансирования по отношению к предыдущему году.
В 2014-2016 годах сокращаются расходы на капитальное строительство, что повлечет за собой риски увеличения неэффективности трат бюджета, которые связаны с изготовлением невостребованной проектно-сметной документации (ПСД) и дополнительными расходами на ее корректировку. Не включены в финансирование в налоговом периоде объекты, расходы на ПСД по которым составили 184 млн. руб. При этом на 2014 г. запланировано финансирование проектных работ на реконструкцию кожвендиспансера и наркодиспансера. КСП предлагает взять эти объекты под особый контроль с целью исключения неэффективных расходов в дальнейшем.

– Вам не кажется, что в стране, да и в нашей области тоже, «раздуты» штаты управленческого аппарата?

– Вы правы. Поэтому один из путей экономии расходов КСП видит в сокращении затрат на обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Их количество за два года увеличилось в основном за счет передачи учреждений здравоохранения в областную собственность. Растут расходы на содержание, в том числе, и аппарата управления. Учитывая напряженность бюджета, нами внесено предложение в плановом периоде провести анализ имеющейся сети подведомственных департаментам и управлениям учреждений с целью ее оптимизации.

– И все же контрольно-счетная палата рекомендовала депутатам законопроект о бюджете к принятию.

– Дефицит областного бюджета запланирован в максимально возможном значении по Бюджетному кодексу РФ. Прогнозируется увеличение государственного долга, соответственно, существенно увеличивается и сумма на его обслуживание. Таким образом, создаются риски в обеспечении долговых обязательств и усиливается зависимость бюджета от кредитов коммерческих банков. Это может негативно сказаться на обеспечении в 2014 году финансовыми ресурсами принятых государственных программ. Как показал анализ, объем средств, предусмотренных госпрограммами, на 5 млрд. рублей больше, чем запланировано в проекте бюджета. Поэтому мы предлагаем в предстоящем бюджете принять дополнительные меры по минимизации дефицита, ввести масштабный режим экономии расходов. С учетом этого КСП поддержала принятие представленного законопроекта.


Издание Вятка
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~Z2bcK