Прогнозирования остаточного ресурса при определении технического состояния после выработки срока службы насосов, эксплуатируемых на ОПО

Прогнозирования остаточного ресурса при определении технического состояния после выработки срока службы насосов, эксплуатируемых на ОПО

14 марта 2016
Черняева Н.С., Кичалюк Э.В., Поснов И.В., Кармаданов А.П., Аличкина Л.Г. , Козырев О.А. , Бурдинский С.А. , Александров В.А.; Ханина Е.С.

ООО НПО «СибЭРА», г. Красноярск


Насос - гидравлическая машина, преобразующая механическую энергию приводного двигателя или мускульную энергию (в ручных насосах) в энергию потока жидкости, служащая для перемещения и создания напора жидкостей всех видов, механической смеси жидкости с твёрдыми и коллоидными веществами или сжиженных газов, разность давлений жидкости на выходе из насоса и присоединённом трубопроводе обусловливает её перемещение.

Насосный агрегат, совокупность устройств, состоящая обычно из насоса, двигателя и передачи. Для насосных агрегатов любого типа и назначения, эксплуатируемого на ОПО более 20 лет, обязательным условием дальнейшей эксплуатации является определение технического состояния и прогнозирование остаточного ресурса, т.е. экспертиза промышленной безопасности. Да и основными причинами остановок (или отказов), при эксплуатации насосов является повреждение детали, приведшее к отказу а, возможно, далее к поломке других деталей или узлов насоса и к аварии в целом, которые отчасти можно предотвратить только своевременной технической диагностикой. Такие остановки приводят к повышенному объему финансовых затрат на ремонтно-восстановительные работы, сокращению общего срока службы насоса, повреждению базовых поверхностей, восстановление которых в условиях эксплуатации не представляется возможным, т.к. в сложившейся ситуации обслуживающий персон ОПО обязан проконтролировать переход режима технологического процесса, на аварийное оборудование, а вышедший из строя агрегат заменить на другой, находящийся в работоспособном состоянии в обменном фонде предприятия.

Поэтому одной из важнейших задач эксплуатации насосных агрегатов, в условиях растущих требований в области промышленной безопасности становится своевременное определение технического состояния узлов и деталей насосов (далее диагностика), отработавших свой срок службы, указанный в паспорте насоса. Основным этапом, позволяющим продлить жизненный цикл насоса, эксплуатируемого на ОПО, является диагностика в составе экспертизы промышленной безопасности. Диагностике подлежат основные узлы и детали, относящиеся к составным частям оборудования, не входящие по паспорту изготовителя в перечень быстроизнашивающихся деталей и узлов, подлежащих замене при их отказах и планово-предупредительных ремонтах. Например, к основным узлам и деталям, определяющим ресурс центробежных насосных агрегатов, относятся: электродвигатели; корпуса насосов; валы; рабочие колеса; подшипниковые узлы; муфты и редукторы. Диагностика насосных агрегатов, в составе экспертизы промышленной безопасности проводится по программе, согласованной в установленном порядке и представляет собой комплекс мероприятий, к которым относятся:
• ознакомление с представленной проектной, технической, эксплуатационной и ремонтной документацией;
• вибродиагностическое обследование агрегата;
• натурное обследование;
• разборка насоса;
• проведение неразрушающего контроля узлов и деталей насоса;
• проведение гидравлических испытаний корпуса;
• сборка насоса с учетом результатов неразрушающего контроля узлов и деталей;
• обкатка на холостом ходу;
• повторное вибродиагностическое обследование агрегата.

Этот комплекс разработанных мероприятий понятен специалисту, проводящему неразрушающий контроль, имеющего карты контроля, критерии оценки и нормы отбраковки деталей насоса. Вибродиагностическое обследование агрегата позволяет фиксировать отклонение какой-либо точки машины от одного крайнего положения до другого с числом этих отклонений в единицу времени. Поэтому очень важно своевременно обнаружить повышенную вибрацию.

Крупные предприятия, имеющее хорошее финансирование, приобретают и устанавливают мониторинговые системы контроля вибрации насосных агрегатов, участвующие в непрерывном технологическом процессе. Насосные агрегаты, установленные на небольших ОПО (нефтебаза, склад ГСМ и т.п.) проходят вибродиагностическое обследование только в составе экспертизы промышленной безопасности и то по разным причинам не все. Измерение посадочных значений сопрягаемых деталей, износ деталей подвергаемых трению указан, как правило, в инструкциях по эксплуатации или технической документации. При наличии коррозионно-эрозионного износа насоса измеряем толщину корпуса и проводим расчет прочности исходя из паспортных характеристик с дальнейшим допуском насоса к работе на рабочих характеристиках или с ограничением параметров, или в худшем случае с заменой корпуса.

После обобщения представленных материалов, составления акта по результатам технического диагностирования, на этапе составления заключительной части экспертизы промышленной безопасности и возникают сложности прогнозирования остаточного ресурса насоса. Детали и узлы насоса, работающего в условиях циклических нагрузок , имеют заведомо меньший ресурс, чем аналогичные насосы, работающие в постоянном режиме.

Крупные предприятия, имеющие в составе ОПО десятки однотипных агрегатов и группу снабжения, меньше подвержены приобретению некачественной сертифицированной продукции деталей насосов, ремонтные подразделения в таких предприятиях, как правило, более квалифицированы и лучше обеспечены инструментами и приспособлениями для ремонта насосных агрегатов. Не квалифицированная разборка агрегатов видна по количеству замятий на резьбовых деталях, количеству и глубине рисок на сопрягаемых деталях и узлах, качеству прокладочных материалов, что явно в дальнейшем скажется на сборке, а соответственно и на ресурсе насосного агрегата в целом. Согласно требованиям действующих технических документов основные узлы и детали, относящиеся к составным частям оборудования, не входящие по паспорту изготовителя в перечень быстроизнашивающихся деталей и узлов имеют разную наработку, к примеру: вал 25000-60000 часов, рабочее колесо 20000-60000 часов, подшипник скольжения – 14000-30000. А если еще и на корпусе выявлено утонение в результате коррозионно-эрозионного износа? Проблем эксперту добавляют и ремонты, проводимые в процессе эксплуатации. Замененные в процессе капитального ремонта насоса все детали и узлы на новые, кроме корпуса (на котором не выявлено утонений, и он прошел гидравлические испытания), делают насос вновь изготовленным? Есть предприятия, где не велся учет наработки насоса в часах или насос работает 100 часов в год при ресурсе, назначенном заводом-изготовителем в 8000 часов. Насос, что 80 лет до экспертизы отработать должен? Конечно, нет. Мы считаем, что насос - это техническое устройство, применяемое на ОПО. Но насос это машина, т.е. - ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения и достоверный расчет остаточного ресурса которой провести не возможно.

Исходя из вышесказанного, расчет остаточного ресурса экспертными организациями проводится только по коррозионно-эрозионному износу на основании результатов визуально-измерительного контроля и ультразвуковой толщинометрии корпуса насоса. В паспортах насосов, как правило, данные о толщинах корпусов отсутствуют. Вот и результаты такого расчета очевидны, для большинства корпусов остаточный ресурс составляет более 50-70 лет и это при том, что корпус насоса уже отработал 20-30 лет.
Для эксперта приемлемыми вариантами остается назначенный ресурс насосного агрегата, отработавшего на ОПО более 20 лет, который определяется в часах, например:

g64.JPG



40000/8760=4,5 года,

это при условии отсутствия данных о средней годичной наработке насоса, отсутствия технологических перерывов и текущих ремонтов, что в принципе не возможно.

Поэтому в зависимости от назначенного ресурса определяются и межремонтные интервалы с учетом проведения средних или капитальных ремонтов насосных агрегатов.



Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~JDpfx