Методика и результаты экспертизы железнодорожных путей необщего пользования

Методика и результаты экспертизы железнодорожных путей необщего пользования

14 марта 2016

Черняева Н.С., Кичалюк Э.В., Поснов И.В., Кармаданов А.П., Аличкина Л.Г. , Козырев О.А. , Бурдинский С.А. , Александров В.А.; Ханина Е.С.

ООО НПО «СибЭРА», г. Красноярск


В условиях роста перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов, а так же увеличения протяженности железнодорожных путей необщего пользования важную роль приобретает объективная оценка технического состояния путей.

Один из эффективных способов решения проблем – это диагностика, обследование и экспертиза железнодорожных путей необщего пользования, позволяющих выявить дефекты, повреждения и неисправности в их конструкции и обеспечить безопасность движения поездов при транспортировании опасных грузов.

Экспертиза промышленной безопасности это оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, проводится в организациях транспортирующих опасные вещества, включая экспертизу железнодорожного пути и мест погрузки - выгрузки опасных веществ из вагонов, контейнеров и цистерн.

Экспертиза промышленной безопасности железнодорожных путей, стрелочных переводов включает в себя:

· оценку соответствия конструкции верхнего строения пути железнодорожных стрелочных переводов, переездов требованиям ПТЭ [1]

· оценку технического состояния железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов, согласно инструкции ЦП 774 [2]

· рекомендации по проведению ремонта железнодорожных путей, стрелочных переводов, согласно инструкции ЦПТ-53 [3]

Владелец представляет экспертной организации, следующую техническую документацию на железнодорожные подъездные пути:

· Проект на строительство подъездного пути.

· Акт приемки подъездного железнодорожного пути в эксплуатацию.

· Исполненный план и профиль подъездного пути.

· Технический паспорт подъездного пути.

· Схему подъездного пути и схемы станций, расположенных на подъездном пути.

· Ведомость промера габаритов приближения строения, подвижного состава.

· Эксплуатационную документацию по текущему содержанию подъездного железнодорожного пути.

· Паспорт оснащенности предприятия машинами и механизмами для текущего содержания пути.

· Справку о техническом состоянии путей на момент проведения экспертизы.

· Справку о проведении плановых видов ремонта подъездных путей за последние 3-5 лет.

· Справку о наличии искусственных сооружений, сроках их осмотров и ремонтов.

· Справку о наличии, поверке, технических средств контроля за состоянием железнодорожного пути.

· Инструкцию обслуживания и организации движения на данных железнодорожных путях необщего пользования.

Визуальный осмотр железнодорожного пути включает: осмотр верхнего строения пути, искусственных сооружений, земляного полотна на наличие деформаций, водоотводных и дренажных сооружений.

Техническое состояние верхнего строения железнодорожного пути осуществляется инструментальной проверкой и измерением его параметров с помощью путевого шаблона - ЦУП, путевого штангенциркуля ПШ-01, КОРа.

Оценка соответствия устройства железнодорожных путей действующим техническим нормам и требованиям инструкции ЦП 744 заключается в измерении ширины рельсовой колеи и положение рельсовых нитей по уровню, измерении вертикальных и горизонтальных ступенек рельсов в зоне стыка, измерении бокового и вертикального износа рельсов, измерении величины стыковых зазоров и их расположения, проверки схем закрепления путей от угона, проверки эпюры шпал, определении дефектов шпал, кустовой гнилости, измерении балластной призмы, степеньзасоряемости балласта.

При определении соответствия устройства содержания стрелочных переводов действующим техническим нормам и требованиям измеряютсяширина колеи и уровень, износ металлических частей, контролируются критические расстояния в крестовине, схемы закрепления стрелочных переводов от угона.

Соответствие переездов действующим техническим нормам и требованиям инструкции ЦП 566: устанавливаются при осмотре настила, подъездов, предупредительных и сигнальных знаков, шлагбаумов заградительногооборудования.

Земляное полотно согласно действующей инструкции ЦП 544[4]проверяется на наличие водоотводных и дренажных сооружений, деформаций земляного полотна.

Ультразвуковая дефектоскопия рельсов,сварных швов, контроль элементов стрелочного перевода проводится согласно НТД/ЦП 1- 93, НТД/ЦП 2- 93,НТД/ЦП 3- 93(рис.1):

g60.png

















Ультразвуковой контроль рельсов дефектоскопом РДМ-22 УДС2


По результатам визуально – измерительного и ультразвукового контроля составляется отчет в котором фиксируются все отклонения нарушения и неисправности обнаруженные в конструкции рельсов.

При обнаружении остродефектных рельсов (рис.2),

g61.png









Остродефектный рельс (продольная трещина шейки рельса)


владельцу железнодорожных путей вручаются акты-уведомления, рельсы заменяются в экстренном порядке и повторно контролируются. Остальные дефекты (рис.3, рис.4)

g62.png










Рисунок 3. Нарушение технологических норм в переходном стыке


g63.png










Рисунок 4. Деформация переводной тяги стрелочного перевода

заменяются в плановом порядке.


По результатам экспертизы конструкции железнодорожного пути необщего пользования разрабатываются и утверждаются мероприятия, в которых указываются выявленные отклонения, отступления, неисправности, а так же сроки их устранения.

Анализ проведенных за 15 лет экспертиз промышленной безопасности на 124 объектах, общей протяженностью железнодорожных путей свыше 760 км позволяет констатировать следующее:

- значительная часть железнодорожных путей необщего пользования выработала свой нормативный срок службы. Ремонт и замена устаревших элементов верхнего строения пути происходят крайне редко;

- из года в год нарушается периодичность и условия контроля сооружений и устройств железнодорожного пути необщего пользования;

- обслуживание и ремонт железнодорожных путей необщего пользования проводят владельцы инфраструктуры своими силами, неквалифицированным персоналом;

- несоблюдение требований ЦПТ-53 «Технические условия на работы по ремонту и планово – предупредительной выправке пути»;

- неразрушающий контроль и оценка технического состояния рельсового хозяйства не проводятся;

- без должного внимания остаются вопросы габаритов приближения строений;

- несоответствуют действующим нормам технологические переезды через пути, сбрасывающие устройства и предохранительные тупиковые упоры.

Квалифицированная экспертиза промышленной безопасности является одним из последних барьеров на пути деградации объектов транспортирования опасных грузов, позволяющих объективно оценить их техническое состояние и информировать об этом эксплуатирующие организации и территориальные органы Ростехнадзора.


Список литературы:

1. «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации»выпущены по заказу ОАО «РЖД» (ПТЭ) Объявлены для руководства и исполнения распоряжением ОАО «РЖД» от 13 мая 2011г. 255 с.

2. «Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути» (ЦП 774) МПС России-М.: Транспорт 2000г. 223 с.

3. «Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути» (ЦПТ-53) ОАО «РЖД». - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004г. 182 с.

4. «Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути» (ЦП 544) МПС России-М.: Транспорт,1999г. 189с.

Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~NPOze