Расчет устойчивости крана

Расчет устойчивости крана

4 марта 2016
Скоромный А. О.              
ООО «СТЭК»        
Заместитель технического директора по строительству            
e-mail: ooo_ctek@bk.ru

Шевченко О.В.
ООО «Гилберт Инвест»
Директор департамента экспертиз

Измайлов Р. Р.
Начальник лаборатории
ООО «ПромЭксперт»
e-mail: lpromexpert@mail.ru

Воробьев В.А.
Генеральный директор
ООО "Джустус"



Расчет устойчивости кранового оборудования должен выполняться для следующих условий:
•    в случае действия груза (грузовая устойчивость);
•    в случае действия испытательной нагрузки;
•    если нет действия груза (собственная устойчивость);
•    в случае неожиданного снятия груза – обрыва груза.

Расчет на собственную устойчивость в нерабочем состоянии не осуществляется на краны, стрела которых в данном состоянии в соответствии с инструкциями по эксплуатации устанавливается в транспортное положение. Расчет устойчивости в случае неожиданного снятия груза не производится для кранов, грузозахватный орган которых этого не допускает. Исходная информация для расчета обязана соответствовать той, что представлена в эксплуатационных и конструкторских документах.

Расчеты должны учитывать случайные и нормативные составляющие нагрузок. Расчеты не должны учитывать нагрузки, которые связаны с управлением краном неквалифицированным персоналом. Направления нормативных составляющих нагрузок в каждом сочетании требуется принимать самыми неблагоприятными в отношении ребра опрокидывания, когда кран в плане устойчивости максимально приближен к предельному состоянию.

Важно определять точки приложения нагрузок от массы крана и груза, учитывая изменения позиции частей крана в неблагоприятном направлении по причины изменения формы канатных систем подвески стрелы и башенно-стреловой техники, а у кранов КП, КА, КК и КШ также деформации ходового устройства в случае установки без выносных опор.

Устойчивость крана под воздействием испытательной нагрузки должна рассчитываться согласно расчетным схемам для динамического и статического испытания. Вычисление опрокидывающего момента осуществляется по формулам:
1) для статических испытаний – Мон = МнQи;
2) для динамических испытаний – Мон = МнQи + Мнп + Мнид.              

Нормативная составляющая массы крана Gкн, кН может быть определена на основании конструкторской документации. Вычисление момента данной составляющей массы крана производится по следующей формуле:

Му = Gкн · bк,

где под bк понимается дистанция от центра тяжести крана до вертикальной плоскости, которая проходит через ребро опрокидывания, выявленное при непосредственном учете расчетного наклона кранового основания в направлении опрокидывания и перемены положения центра тяжести.

Определение нормативной составляющей массы груза Qн, кН осуществляется, отталкиваясь от грузоподъемности крана при указанном значении вылета. Вычисление момента от данной составляющей груза выполняется по формуле:

МQн = QнbQ,                                                                

где под bQ понимается дистанция от места подвеса грузового полиспаста до вертикальной плоскости, которая проходит через ребро опрокидывания в случае установки кранового оборудования на поверхности, имеющей наклон к горизонту на определенный угол в направлении опрокидывания.

Для выявления нормативной составляющей ветровой нагрузки Pi, кН в отношении i-ой части крана и груза Рг, кН ее рассчитывают как статическую составляющую в соответствии с ГОСТ 1451-77. Для определения момента от нормативной составляющей ветровых нагрузок на крановое оборудование пользуются формулой:

Мнwк = ΣPihi,

где под hi понимается высота размещения центра давления ветра на определенную часть крана над его опорным контуром, м.



Используемая литература:

1. РД НИИ Краностроения 05-07 – «Нормы расчета устойчивости против опрокидывания.
2. РТМ 24.090.29-77 – «Краны грузоподъемные. Механизм подъема груза. Метод расчета».
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~XrQgS