Диагностика канатов, строп и цепей кранов

Диагностика канатов, строп и цепей кранов

4 марта 2016
Скоромный А. О.              
ООО «СТЭК»        
Заместитель технического директора по строительству            
e-mail: ooo_ctek@bk.ru

Шевченко О.В.
ООО «Гилберт Инвест»
Директор департамента экспертиз

Парфенов М.С.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
ведущий эксперт отдела экспертизы ЗиС
e-mail:promtek2@mail.ru

Щекинов В.Г.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
Эксперт отдела экспертизы ЗиС
e-mail:promtek2@mail.ru

Косенок А. С.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
ведущий эксперт отдела экспертизы ЗиС
e-mail:promtek2@mail.ru

Воробьев В.А.
Генеральный директор
ООО "Джустус"



В конструктивном отношении стропы принято относить к самым простым грузозахватным устройствам. Они являются гибкими элементами с концевыми закреплениями, а также органами захвата разных конструкций. Исходя из условий выполнения работ, габаритов и веса груза применяются грузозахватные приспособления, имеющие разную конструкцию (траверсы, стропы и захваты).

Роль гибкого несущего элемента в стропах выполняют чаще всего стальные проволочные канаты, иногда – ленты и цепи. Соединения крюка грузоподъемного механизма с петлями, подвесами и коушами стропов обязаны быть очень надежными и прочными. Необходимо, чтобы подвеска стропа фиксировалась с помощью защелки крюка. Монтажная петля должна крепиться посредством защелки в звене крюка стропа.

Стропальщики, исходя из требований правил безопасности, обязаны выполнять работы по осмотру грузозахватных устройств и производственной тары перед тем, как будут их использовать с целью подъема и передвижения грузов с применением грузоподъемных механизмов. Осматривая канатные стропы, требуется обратить внимание на то, в каком состоянии находятся коуши, канаты, подвески, крюки, замыкающие устройства, карабины, обоймы и места их крепежа.

Оценка безопасности эксплуатации канатов осуществляется с применением следующих критериев:
•    характера и количества обрывов проволок, включая наличие обрывов проволок у концевых заделок, районов сосредоточения обрывов проволок, а также интенсивность увеличения количества проволочных обрывов;
•    степень внутреннего и поверхностного изнашивания;
•    разрыв пряди;
•    локальное уменьшение диаметра каната, а также разрыв сердечника;
•    деформация в виде волн, формы корзины, выдавливания прядей и проволок, заломов, раздавливания прядей;
•    неисправности по причине электрического дугового разряда и температурного воздействия.

Детали стропа могут быть забракованы в случае:
•    обнаружения трещин;
•    изнашивания поверхности элементов и локальных вмятин, которые вызывают сокращение площади поперечного сечения на десять процентов;
•    наличия остаточных деформаций, которые приводят к изменению изначального размера элемента больше, чем на пять процентов.
Нельзя допускать к использованию стропы:
•    которые имеют отмеченные неисправности;
•    у которых отсутствует либо повреждена маркировочная бирка;
•    коуши которых деформированы либо изношены с уменьшением сечения больше, чем на пятнадцать процентов;
•    которые имеют трещины на опресованных втулках;
•    с отсутствующими либо поврежденными оплетками либо иными защитными элементами в случае наличия выступающих окончаний проволоки в районе заплетки;
•    с крюками, которые не имеют специализированных предохранительных замков.

В случае осмотра захватов требуется выполнить проверку состояния рабочих поверхностей, которые соприкасаются с грузом. Если на них присутствует насечка, тогда выкрашивание либо затупление являются недопустимыми. Захват требуется забраковывать, если будут найдены изломы, изгибы рычагов либо изнашивание и повреждение соединительных звеньев.


Используемая литература:

1. РД 220-12-98 – «Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары»
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~zXquF