Причины выхода из строя паровых котлов

Причины выхода из строя паровых котлов

20 февраля 2016
Дубиков Д. А.            
Главный инженер                
ООО «Диатэк»      
e-mail:diatec@yandex.ru

Лопарев А.А.
ООО «Геотехэксперт»
Эксперт
e-mail: gte@geotechexpert.ru

Кириллов А. А.
ООО «Астрон»
Эксперт
e-mail:astron@astronrus.ru

Тихонов С. А.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
генеральный директор
e-mail:promtek2@mail.ru

Васильев И.А.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
эксперт отдела экспертизы ТУ
e-mail:promtek2@mail.ru

Никитин А.В.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
начальник отдела экспертизы ЗиС
e-mail:promtek2@mail.ru



Неисправности и аварии котельного оборудования – это нарушение нормальной работы, выход их из строя. Аварии и неисправности приводят к длительным простоями оборудования, перебоям теплоснабжения, а в чрезвычайных случаях значительным разрушениям сооружений, подчас и человеческим жертвам. Поэтому важно своевременно выявить причины отказа котельного агрегата, чтобы предотвратить их возникновение в будущем.

К выходу из строя паровых котлов может привести широкий ряд причин.

1.    Производственный дефект металла труб, ведущий к разрыву. На месте разрыва имеется рваная полоса излома, а остальная толщина сильно окислена, края разрыва  грубые, рваные. При металлографических исследованиях металла около места разрыва часто наблюдаются скопления неметаллических включений.

2.    Неудовлетворительное качество монтажа котла и неправильная его эксплуатация.
Например, неправильное расположение водораспределительного устройства внутри барабана, через которое в котел подается питательная вода, или установка трубы неподходящего типа (иными словами нарушение схемы циркуляции котла, схемы сепарационных устройств) может привести к короблению, разрушению барабана, т.к. он подвергается охлаждению за счет холодной питательной воды.

3.    Неудовлетворительный водно-химический режим, провоцирующий коррозионные процессы и образование отложений (накипи), ведущих к перегреву стенок внутренней поверхности котла и водоподогревателя. Стенки котла перегреваются, и в них появляются трещины. Котлы подвергаются кислородной (при питании недеаэрированной водой), стояночной (при отсутствии защиты металла от воздействия влаги и кислорода воздуха во время нахождения в резерве или простое) и межкристаллитной (при переходе с накипного режима работы котлов на безнакипный) коррозии.

4.    Упуск воды (снижение уровня воды в барабане, приводящее к оголению нагревательного элемента) из-за неполадок в работе автоматов питания и невыполнения оператором функции наблюдения за уровнем воды в котле. Упуск воды может стать причиной взрыва огнетрубного котла.

5.    Кратковременный перегрев до очень высоких температур обычно, вызванный 1) прекращением циркуляции воды из-за закупорки, запаривания, упуска воды; 2) малой скоростью рабочей среды; 3) попаданием в котел масла или образованием накипи. При сильном перегреве в трубах могут появиться трещины, это может привести к возникновению течи, выбрасыванию пламени из топки и, как следствие, ожогам обслуживающего персонала.

6.    Недостаточная паропроницаемость котла, к которой привело загрязнение сажей, нагаром и летучей золой дымогарных труб водоподогревателя, дымоходного патрубка или окалиной, грязью топливопровода. Плохая тяга возникает, если сопла сифона засорились или проникает холодный воздух через щели и отверстия в водоподогревателе и дымовой трубе. Пар заполняет верхнюю часть секций котла, в результате циркуляции воды быстро конденсируется и образует разреженное пространство, куда устремляется вода, создавая сильные гидравлические удары и хлопки.

7.    Перепитка котла водой (уровень выше установленного) происходит вследствие неисправности водоуказательных приборов или автоматов питания. При перепитке возможны гидравлические удары и повреждения паропровода.

8.    Неисправность предохранительных устройств, неотрегулированность на соответствующее давление.

9.    Превышение допустимого давления пара в котле может привести к образованию выпуклостей.

10.    Повреждения обмуровки и каркаса из-за недостаточного количества или неправильного устройства температурных швов. Футеровка может разрушаться от температурного напряжения, коррозионного действия расплавленных золы и шлака, механического воздействия шуровочного инструмента.

По причинам возникновения аварии можно разделить на следующие группы:
- режимные по вине обслуживающего персонала;
- конструктивные по вине заводов-изготовителей и монтажных организаций.
Лучшее средство предотвращения неполадок и выхода котла из строя - неуклонное выполнение правил и инструкций технической эксплуатации.


Литература:

1.    Баранов П.А. Предупреждение аварий паровых котлов. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 272 с.
2.    Борщов Д.Я. Устройство и эксплуатация отопительных котельных малой мощности. М.: Стройиздат, 1989. – 198 с.  
3.    Типовая инструкция по безопасному ведению работ для персонала котельных (РД 10-319-99). – М.: ПИО ОБТ, 2003. – 48 с.
4.    Янов С.Р. Разработка рекомендаций и мероприятий по обеспечению тепловой эффективности поверхностей нагрева пылеугольных паровых котлов: Автореф. дисс. на соискание учёной степени кандидата техн. наук. – Красноярск, 2010. – 21 с.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~SGVbA