Наиболее частые аварии грузоподъемных механизмов

Наиболее частые аварии грузоподъемных механизмов

8 февраля 2016
Проскура Г. П.
ООО «НИЦ ЯМАЛ»
Начальник лаборатории технического контроля            
e-mail: proskura@yamal89.ru

Бондарев А. М.          
Эксперт                  
ООО "Сибэкс-Кран"

Ивкин Д.А.
Директор              
ООО "Сибэкс-Кран

Шаров О.В.
Начальник отдела экспертизы
ООО «ЭСГПМ»
e-mail:sharow-oleg@mail.ru

Аксенчик В.В.
Эксперт
ООО «ЭСТе»
e-mail:slava-av@mail.ru



Авария - это ситуация нарушения целостности, частичного или полного разрушения, изгиба или падения механизма, в результате которых машина простаивает более одной смены и наносится ущерб предприятию и окружающим. Авария требует остановки и ремонта устройства,  ликвидации последствий. Аварии можно подразделить на два вида: не повлекшие и повлекшие за собой несчастные случаи.

Причинами аварий могут быть несоблюдение «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», нарушения производственных требований, брак оборудования.

Типичные нарушения в  организации производства работы грузоподъемной техники, повлекшие за собой аварийные ситуации:

- нарушение производственных инструкций в отношении строповки груза, установки и эксплуатации грузоподъемного механизма, условий применения механизма и т.п.;
- неисправность приборов безопасности.
- нахождение посторонних людей и персонала в опасной зоне;
- допуск к работе неквалифицированных рабочих.

Опасность аварийной ситуации в том, что она может привести к большим затратам и даже человеческим жертвам. Например, в 2012 году зафиксированы: падение крана 18.01 в Одинцово Московской обл. (2 человека погибли), падение крана на линию электропередач 5.03 в Сургуте Ханты-Мансийской АО (90 тыс. человек остались без света), падение крана 22.03 в Москве (1 погиб, 5 травмированы), падение крана 18.06 на Троицкой АЭС (6 погибли, 4 травмированы), обрыв грузового лифта 14.09 в Костроме (6 тяжело травмированы).

В 2013 году при работах с использованием грузоподъемных механизмов  произошли 30  аварий  и 53 несчастных случая со смертельным исходом. Высокий показатель аварийности закономерен: изношенность большей части подъёмных механизмов достигла к настоящему времени от 45 до 65%, а  их обновление не превышает 5%. При этом наиболее высокий уровень аварийности (около 40 % от общего количества аварий) и травматизма (около 30 % от общего числа смертельных случаев на кранах) характерен для башенных кранов. По данным экспертов Ростехнадзора, 8% травмированных пострадали по причинам технического характера, более 60% несчастных случаев связано с «человеческим фактором».

Вследствие вышеуказанных причин возникают инциденты, аварийные и несчастные случаи; можно выделить особенно частотные,  возникающие в разных условиях:

- при монтаже башенных кранов. Это обычно  поломка башни, падение элементов устройства и падение крана в сторону противовеса, травмы  монтажников, находящихся на движущихся частях грузоподъемного устройства;
-при демонтаже (разъединении секций башни) повреждения различных элементов конструкции крана и их падение;
- при эксплуатации.
Самые распространенные - повреждения металлоконструкций грузоподъемной техники со сроком эксплуатации более 15 лет вследствие коррозии при отсутствии должного ухода или при нарушении защитной окраски. Коррозия уменьшает площадь сечения металла, ухудшает способность его противостоять переменным и динамическим нагрузкам, повышает склонность конструкции к хрупкому разрушению в наиболее нагруженных узлах. Особенно опасно хрупкое разрушение, т.к. при нем трещины образуются стремительно, без заметной деформации; наименее надежный узел башенного крана - кольцевая неповоротная рама, т.к. в ней сконцентрированы разновеликие напряжения.

Также часты падение плохо закрепленного механизма при скорости ветра, превышающей предельные значения; опрокидывание крана из-за перегруза; обрыв груза, Регистрируется много случаев поражения работника (крановщика, стропальщика и т.п.) электрическим током из-за попадания под напряжение электрооборудования грузоподъемных кранов в результате прикосновения к его токоведущим частям, повреждения изоляции токоведущих частей или замыкания оголенных частей с корпусом. При этом двухфазное прикосновение более опасно, так как человек в этом случае попадает под ток двух различных фаз, то есть оказывается включенным на полное линейное напряжение. Опасен пожар из-за воспламенения бензина (керосина), обтирочного материала, искрения голых токоведущих элементов;
- в нерабочем состоянии из-за высокой скорости ветра самопроизвольное движение, сход с рельсов и опрокидывание.


Литература:

1.    Егельская Е.В. Оценка риска человеческого фактора в системе «персонал – подъемные механизмы – производственная среда» на предприятиях машиностроения: Автореф. дисс. на соискание степени канд. техн. наук. – Ростов-на-Дону, 2015. – 21 с.

2.    Основные причины аварий грузоподъемных кранов и несчастных случаев при производстве работ кранами.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~5J89N