Методы, обеспечивающие безопасность грузоподъемных кранов
8 февраля 2016
Проскура Г. П.
ООО «НИЦ ЯМАЛ» Начальник лаборатории технического контроля e-mail: proskura@yamal89.ru Бондарев А. М. Эксперт ООО "Сибэкс-Кран" Ивкин Д.А. Директор ООО "Сибэкс-Кран" Шаров О.В. Начальник отдела экспертизы ООО «ЭСГПМ» e-mail:sharow-oleg@mail.ru Аксенчик В.В. Эксперт ООО «ЭСТе» e-mail:slava-av@mail.ru Молчанов В.Н. Эксперт ООО «ИТК ТЕХНОЛОГИЯ» e-mail: etctech@gktb.ru Узловое звено погрузочно-разгрузочных технологий современных промышленных предприятийво всех отраслях экономики – грузоподъемные машины. В России эксплуатируется около 300 тысяч грузоподъемных кранов. При этом сложилось противоречие: объемы погрузочно-разгрузочных работ возросли, а парк подъемно-транспортного оборудования морально и физически устарел. В период 1997 - 2009 годов, в России 27,4 % аварий, произошедших на грузоподъемных кранах, вызваны техническими причинами, они случились на оборудовании с предельным сроком эксплуатации, характеризующемся усталостными повреждениями металла. Следовательно, проблема повышения безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов является весьма актуальной. Безопасность механизма – это такое его состояние, при котором риск возникновения аварии ограничен приемлемым уровнем. Безопасность эксплуатируемых грузоподъемных кранов может быть достигнута путем разработки и реализации ряда системно взаимосвязанных методов, причем эти подходы должны выполняться на всех этапах жизненного цикла грузоподъемного крана. На стадии проектирования обеспечить надежность, прочность, ресурс и безопасность грузоподъемного крана можно путем расчета предельного состояния по потере несущей способности или полной непригодности к эксплуатации; по затруднению стабильной эксплуатации. Предельные состояния по потере несущей способности – это состояния, которые ведут к полной эксплуатационной непригодности грузоподъемного крана целиком или элементов его металлической конструкции. Такие состояния - это разрушение, образование значительных трещин, потеря устойчивости, переход в изменяемую систему за счет деформаций и разрушений и т.п. Предельные состояния по затруднению нормальной эксплуатации - это состояния, затрудняющие стабильную, нормальную эксплуатацию или снижающие долговечность элементов металлической конструкции вследствие недопустимых перемещений элементов соединений, образования начальных трещин в местах концентрации напряжений, значительных коррозионных повреждений и т.п. Иными словами, при проектировании необходимо рассчитать риск опасности, сопоставить его с допустимым, оценить. Для этого ведут статистический учет и анализ возможных и наиболее неблагоприятных характеристик материалов, возможных перегрузок и наиболее опасного, но реально возможного сочетания нагрузок и воздействий. На стадии изготовления безопасность грузоподъемной конструкции достигается строгим соблюдением технологии изготовления и системой контроля качества выполненных работ. Важно накопить информацию о возможных отступлениях от проекта и действующих норм, внести ее в паспорт крана и актуализировать при проведении экспертизы промышленной безопасности. На стадии эксплуатации грузоподъемного крана его безопасность обеспечивается применением методов: - регистрация, техническое освидетельствование и испытание оборудования; - определение размера опасной зоны возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве грузозахватывающего устройства, плохом закреплении груза по формуле R = rс + 0,5lr + 0,3H (rс - вылет стрелы крана от оси его поворота, lr - наибольший линейный размер груза, Н — высота подъема груза); - применение средств защиты от механического нанесения травм элементами и секциями крана; - расчет на прочность канатов и грузозахватных устройств; - определение устойчивости кранов; - применение специальных устройств обеспечения безопасности. Литература: 1. Липатов А.С. Методы повышения безопасности грузоподъемных кранов при ненормируемых условиях эксплуатации // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 2. Современная система безопасности грузоподъемного крана. 3. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~bP51H
|
|