Диагностика козлового крана

Диагностика козлового крана

8 февраля 2016
Проскура Г. П.
ООО «НИЦ ЯМАЛ»
Начальник лаборатории технического контроля            
e-mail: proskura@yamal89.ru

Бондарев А. М.          
Эксперт                  
ООО "Сибэкс-Кран"

Ивкин Д.А.
Директор              
ООО "Сибэкс-Кран"

Шаров О.В.
Начальник отдела экспертизы
ООО «ЭСГПМ»
e-mail:sharow-oleg@mail.ru



Козловый кран - механизм, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи 2 опорных стоек; напоминает внешним видом монтажные козлы. Служит для подъема, опускания, перемещения груза. Различают типы козловых кранов:

- по расположению моста и его опор одно- и двухконсольные;
- по грузозахватным органам крюковые, магнитные, грейферные.

Чтобы выявить возможные неисправности, обеспечить безопасность, определить остаточный ресурс крана, необходимо осуществить диагностику его технического состояния. Поэтому техническая диагностика кранов обязательна при постановке крана на учет и в процессе его эксплуатации. Диагностику осуществляет специализированное предприятие, имеющее лицензию Ростехнадзора, оборудованное лабораторией, укомплектованное кадрами, прошедшими аттестацию.

Диагностика козловых кранов включает в себя изучение проектно-эксплуатационной документации, проверку технического состояния крана и крановых путей, оформление экспертной документации.

Контроль состояния крана – это обследование его элементов: металлических опор и моста крана, грузоподъемного механизма, механизма передвижения крана и зубчатых передач редукторов, механизма передвижения тележки, устройств безопасности, электрооборудования и его механической защиты – на предмет выявления дефектов (поломок и коррозии), статические и динамические испытания механизмов. Также проверяется состояние крепления соединений металлоконструкций, шпоночных соединений механизмов.

Контроль состояния крановых путей и тупиковых упоров козловых кранов – это оценка состояния рельсов для передвижения крана, стыковых креплений, электропривода, проверка наличия и соответствия правилам тупиков, ограждений, заземления на всей протяженности путей, предупреждающих знаков.

Оценку технического состояния проводят с помощью внешнего осмотра, интегральными методами неразрушающего контроля,  а также с использованием контрольного груза, соответствующего номинальной грузоподъемности крана. При статическом испытании груз поднимают на высоту 200—300 мм и выдерживают в течение 10 мин, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.

С целью выявления скрытых, развивающихся и склонных к развитию опасных дефектов (или в труднодоступных местах крана) в основном металле и прилегающих сварных соединениях применяют метод акустической эмиссии, позволяющий изучать структуру металла с помощью волн упругих напряжений.

Краны, находящиеся в эксплуатации, должны проходить процедуру диагностики:
- частичную (без статических и динамических испытаний) - 1 раз в год,
- полную - 1 раз в 3 года.

Внеочередная диагностика проводится в случаях монтажа крана на новом месте, ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов, капитального ремонта.


Литература:

1.    Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие. – М.: Академия, 2013. – 400 с.
2.    Кузьмин А.Н., Жуков А.В., Журавлев Д.Б. и др. Диагностика металлоконструкций козлового крана с применением метода акустической эмиссии. Акустическая эмиссия против усталости металла // Технадзор. – 2008. - № 2.
3.    Волков С.А., Евтюков С.А. Строительные машины: Учебник для строительных вузов. – СПб, 2012. – 597 с.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~vKCQa