Классификация подъемников и вышек

Классификация подъемников и вышек

19 января 2016
Федотов С. П.          
Директор        
ООО «ТЭКРА»      
e-mail:Tekrа-21@jandex.ru

Пикеев С. А.          
Технический директор  
ООО «ТЭКРА»              
e-mail:Tekrа-21@jandex.ru

Крыцовкин Д.  В.    
Технический директор  
ООО «ТЭКРА»                            
e-mail:Tekrа-21@jandex.ru

Киселева Н. Н.
Заместитель директора
ООО "Промэксперт"
e-mail:promexp31@mail.ru

Стуканев Ю. Л.
Эксперт в области подъёмных сооружений
ООО "Липецкпромэкспертиза"
e-mail: stukanevy@mail.ru

Стопычев И. В.
Инженер
ООО «Диатэк»
e-mail:diatec@yandex.ru



Строительные подъемники классифицируют по назначению, способу установки, конструкции направляющих, типу грузонесущего органа и механизма подъема, способу монтажа и степени мобильности. Подъемники различают:

по назначению: грузовые, предназначенные только для транспортирования грузов, и грузопассажирские — для транспортирования грузов и людей;
по способу установки: передвижные (самоходные и несамоходные), способные перемещаться относительно здания в процессе работы, и стационарные, которые могут быть приставными, прикрепляемыми к зданию, и свободностоящими — без крепления к зданию. Передвижные подъемники на рельсовом или пневмоколесном ходу используют сравнительно редко;

по конструкции направляющих грузонесущего органа: с подвесными (гибкими) и жесткими направляющими. Подъемники с жесткими направляющими бывают мачтовыми, скиповыми и шахтными. Тип грузонесущего органа подъемника определяется его назначением. Грузопассажирские подъемники оборудуются кабинами, грузовые — выдвижными и невыдвижными, поворотными и неповоротными платформами, выдвижными рамами, выкатными консолями, монорельсами и направляющими с подвесной клетью, а также саморазгружающимися ковшами. Механизмы подъема подъемников разделяют на канатные и бесканатные. В канатных механизмах подъема используются канатно-блочная система и лебедка, в бесканатных — зубчато-реечные или цепочно-реечные механизмы модульного типа;

по способу монтажа подъемники делят на мобильные, перевозимые с объекта на объект в собранном виде, и немобильные, разбираемые при демонтаже на секции и перевозимые в таком виде к месту монтажа.

Главным параметром подъемников является грузоподъемность - максимально допустимая масса груза, поднимаемая подъемником. К основным параметрам относятся: наибольшая высота подъема груза (расстояние по вертикали от уровня земли до нижнего уровня груза, находящегося в крайнем верхнем положении); скорость подъема и опускания груза; величина перемещения груза по горизонтали (максимальное расстояние от оси мачты подъемника до конца платформы, введенной в оконный проем, или до оси крюка, на котором подвешен груз); величина вертикального перемещения груза, введенного в здание (максимальное расстояние по вертикали между крайними верхним и нижним положениями груза); скорость подачи груза (скорость горизонтального перемещения груза); для передвижных подъемников — колея (расстояние между осями рельсов или между колесами на одной оси) и база (расстояние между осями крайних ходовых колес, расположенных на одном рельсе или одной стороне подъемника); установленная мощность; конструктивная и общая масса подъемника; шаг настенных опор (расстояние по вертикали между соседними креплениями подъемника к стене здания или сооружения); производительность и т. д.

Все строительные подъемники имеют основные параметры - это величины, характеризующие конструкцию и эксплуатационные их качества.

Правилами Госгортехнадзора установлены следующие режимы работы грузоподъемных машин: легкий, средний, тяжелый и весьма тяжелый.

Грузовые подъемники и их механизмы обычно работают в легком режиме, грузопассажирские — в среднем или тяжелом. В соответствии с ГОСТ 25546-82 установлено восемь групп режимов (IK—8К) для грузоподъемных машин в зависимости от класса использования С (определяется общим количеством циклов работы машины за весь срок службы) и класса нагружения Q (определяется коэффициентом нагружения Ккр), который зависит от степени
-кружения машины в цикле). Группы режима IK—4К соответствуют легкому режиму работы, 5К — .геднему, 6К — тяжелому. Режим работы механизмов можно определять и по ГОСТ 25835-83, ко- *:рым установлено шесть групп (1М—6М) в зависимости от класса использования А (определяется продолжительностью работы механизма) и класса нагружения В (определяется коэффициентом нагружения К, зависящим от отношения действующей в течение определенного периода времени нагрузки к максимальной, действующей суммарное время).

В соответствии с ГОСТ 1451-77 регламентированы ветровые нагрузки рабочего состояния на грузоподъемные машины (учитываются при расчете металлических конструкций, механизмов и тормозов, мощности двигателей, для свободностоящих машин — также и грузовой устойчивости) нерабочего состояния (учитываются при расчете металлических конструкций, настенных опор, механизмов передвижения, осей, валов ходовых колес; для свободностоящих подъемников — противоугонных устройств и собственной устойчивости. Для нерабочего состояния скорость ветра указывают в зависимости от территориального расположения подъемника: территория РФ разбита на семь ветровых районов I—VII (ветровому району I соответствуют наименьшие значения скоростей ветра нединамических давлений). В паспорте указывают районы, в которых допускается эксплуатация машины.

Климатическое исполнение (ГОСТ 15150-69*) характеризуется температурными интервалами, в которых допускается эксплуатировать подъемник, относительной влажностью воздуха и типом атмосферы в районе эксплуатации.

Установлено три исполнения подъемников и их узлов: У — для районов с умеренным климатом, УХЛ — с умеренным и холодным, XJI — с холодным климатом. Температурные интервалы, при которых разрешается эксплуатировать подъемники — исполнения У —40...+40°С, исполнения XJI -40...+60 °С. Относительная влажность воздуха для У, УХЛ, ХЛ — 80 % при температуре +15 °С.

В зависимости от предельного содержания коррозионных агентов в воздухе (сернистого газа, хлоридов) установлено четыре типа атмосферы: условно чистая, промышленная, морская и приморско-промышленная. Для каждого типа атмосферы предназначается определенная машина.

Категория размещения (ГОСТ 15150-69*) показывает, в каких условиях работает изделие или его составная часть в данном климатическом районе: 1-я - на открытом воздухе; 2-я - под навесом или в помещении, где колебания температуры и влажности несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе и есть свободный доступ наружного воздуха (отсутствие прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков); 3-я - в закрытом помещении (объеме) естественной вентиляцией, без искусственного регулирования климата (условия, где колебания температуры и влажности воздуха меньше, чем на открытом воздухе, например, в металлических шкафах с теплоизоляцией, каменных и бетонных помещениях); без воздействия солнечного излучения, атмосферных осадков, ветра; 4-я - в помещениях (объемах) с искусственным регулированием климатических условий: отапливаемых, вентилируемых и т.д. (без воздействия влажности, солнечного излучения, ветра, пыли, атмосферных осадков); 5-я - в сырых, неотапливаемых и невентилируемых помещениях (объемах).

Подъемник, в целом, как изделие, работающее на открытом воздухе, имеет первую категорию размещения. Если он работает в умеренном климате, то обозначается У1, в холодном — ХЛ 1. Комплектующие детали подъемника могут иметь другие категории размещения. Так, тормоз механизма подъема, закрывающийся кожухом (защищен от воздействия солнца, прямого попадания атмосферных осадков), для подъемников, работающих в умеренном климате, имеет исполнение и категорию размещения У2, в холодном — ХЛ2; электроаппараты, расположенные в закрытых неотапливаемых шкафах (реле, пускатели), - соответственно УЗ и ХЛЗ, в закрытых обогреваемых шкафах — У4 и ХЛ4.

В паспорте подъемника указывают климатический район эксплуатации машины и минимальную температуру окружающего воздуха, а для комплектующих деталей — обозначение исполнения и категории размещения. Эти сведения необходимы эксплуатационникам для заказа комплектующих деталей в случае замены вышедших из строя при ремонте машины. Если буквенных обозначений нет, то считают, что подъемник предназначен для работы в умеренном климате.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~IJTil