Экспертиза промышленной безопасности подъемных кранов на железнодорожном ходу

Экспертиза промышленной безопасности подъемных кранов на железнодорожном ходу

18 января 2016
Тарканен А.И.
Заместитель директора
ООО "Технический инженерный центр"

Зубков А.Д.
Руководитель группы экспертизы грузоподъемных машин
ООО "Технический инженерный центр"

Рендаков В.А.
Эксперт
ООО "Технический инженерный центр"




По характеру работы на железнодорожном транспорте наиболее распространены полноповоротные стреловые краны на железнодорожном ходу [1]. Данные краны бесперебойно работают в процессе эксплуатации, если обеспечен хороший уход за ними, своевременно предупреждаются и устраняются возникшие во время неисправности, регулярно смазываются трущиеся части, а также проводятся в установленные сроки плановые периодические ремонты: капитальный, средний, текущий и контрольно-технические осмотры.

На ряду с плановыми периодическими ремонтами и контрольно-техническими осмотрами, согласно требований законодательства в области промышленной безопасности [2] организации, эксплуатирующие подъемные сооружения (в том числе краны на железнодорожном ходу), обязаны проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ).

Экспертиза промышленной безопасности - это определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности [2].

Приказом Ростехнадзора от 13.01.2015 N 5 [3] определены 15 специальных нормативных правовых актов и нормативных документов в области промышленной безопасности применительно к подъемным кранам, требования которых относятся к сфере деятельности Ростехнадзора и учитываются экспертами, выполняющими экспертизу. Нормативно-правовым актом, определяющим проведение экспертизы, является «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» [4]. Если ранее в ПБ 03-246-98 [5] было четко указано, что процесс экспертизы включал 4 этапа: предварительный этап; заявка план - график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы; процесс экспертизы; выдача заключения экспертизы, то в настоящее время правила [4] не содержат информацию о «данных» границах процесса экспертизы.

Правилами [4] определены: объекты экспертизы, требования к экспертам и к проведению экспертизы (назначение эксперта (экспертов), в зависимости от класса опасности опасного производственного объекта; срок проведения экспертизы; информацию о точке отсчета начала экспертных работ; требования к привлечению специалистов к проведении экспертизы; информацию об ответственности за качество и результаты экспертизы). Таким образом, порядок проведения процесса экспертизы, экспертная организация должна определить сама с учетом имеющихся требований Правил [4].

Опыт проведения экспертных работ позволяет рекомендовать при определении объема экспертных работ и разработке программы экспертного обследования крана на железнодорожном ходу учитывать требования РД 10-112-1-04 [7] (см. рисунок 1).

                                              
                   Подготовительный этап

Программа экспертного
обследования крана
на железнодорожном ходу (по РД 10-112-1-04)

За.- : отдельный этап               Рабочий 81%               

- подбор нормативно-технической и справочной документации,
требуемой для технической диагностики крана;
- ознакомление е сертификатами (на канаты, крюки, металл, электроды и т,п.), с эксплуатационной, ремонтной, проектно-конструкторской и другой документацией крана;
- подготовка выписок из паспорта крана;
- составление карты осмотра крана (при необходимости);
- проверка на соответствие справки о характере работы крана:
- проверка условий и организации работ по подготовке места проведения экспертного обследования и испытаний крана;
- подготовка технических средств и приборов для обследования;
- проведение инструктажа по охране труда и промышленной безопасности для членов комиссии.

g37.png

- обследование технического состояния металлоконструкций;
- обследование механического оборудования;
- обследование канатно-блочной системы;
- обследование гидро- и пневмооборудования;
- обследование электрооборудования;
- обследование приборов безопасности;
- обследование состояния крановых путей и тупиковых упоров, подтвлежечных путей;
- проведение геодезических замеров конструкции;
- взятие контрольных образцов из элементов металлоконструкций крана для определения химического составе и механических свойств металла (при необходимости);
- расчет фактического режима работы крана;
- проведение приборного контроля металлоконструкций
и сварных соединений методами неразрушающего контроля (по решению комиссии);
- проведение испытаний (статических, динамических, специальных).


- сбор и анализ результатов обследования крана;
- составление ведомости дефектов;
- оценку остаточного ресурса крана (балльная система);
- оформление актов (визуально-измерительного контроля; проверки сопротивления изоляции и заземления; химического анализа
и механических свойств металла; грузовых испытаний крана) и др.;
- расчет фактического режима работы крана;
- проверочные расчеты несущей способности элементов конструкции, крепежа, сварных соединений (при необходимости и согласовании
с заказчиком);
- расчет остаточного ресурса крана (при необходимости);
- выработка решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации крана;
- подготовка рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации;
- оформление акта обследования;
- оформление заключения экспертизы промышленной безопасности;
- передачу заключения экспертизы владельцу крана для внесения в реестр заключений.



Рисунок 1 - Перечень работ, включаемых в программу экспертного обследования для крана на железнодорожном ходу

Рассмотрим далее информацию о выявленных дефектах в результате экспертизы крана железнодорожного марки КДЭ-253.

Кран железнодорожный марки КДЭ-253 предназначен для механизации погрузочно- разгрузочных и монтажно-строительных работ. Объект экспертизы изготовлен в 1984 году, в качестве грузоподъемного органа задействован грейфер грузоподъемность 4 т.

По результатам экспертизы выявлены несоответствия требованиям промышленной безопасности (см. таблицу 1), которые не позволили допустить кран к дальнейшей эксплуатации. По состоянию определено, что кран подлежит капитально-восстановительному ремонту или списанию. Информация о выявленных дефектах крана железнодорожного марки КДЭ-253 приведена в таблице 2.

   g44.JPG




























45.JPG

























g39.png
























                     г                                                   д                                                    е


Рисунок 2 - Информация о выявленных дефектах крана на железнодорожном ходу (марки КДЭ-253) по результатам экспертного обследования


1. В статье приведена информация о требованиях промышленной безопасности, которые необходимо учитывать при проведении экспертизы промышленной безопасности, а
также даны основные виды работ, включаемые в программу экспертного обследования применительно к кранам на железнодорожном ходу.
2.  Определены 12 критериев, на основе которых необходимо выполнять оценку соответствия требованиям промышленной безопасности для крана на железнодорожном ходу (см. таблицу 2).


Список литературы:

1 Мужичков В.И., Редников В.А. Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу - М.: Транспорт, 1978 - 433 с.
2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. Приказ Ростехнадзора от 13.01.2015 N 5 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2014"
4. Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» Утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (ред. от 03.07.2015).
5. ПБ 03-246-98 с изм. № 1 - ПБИ 03-490(246)-02 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». Зарегистрировано Минюстом России 08.12.98 № 1656.
6. Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533.
7. РД 10-112-1-04 Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения.
8. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
9. ГОСТ 22827-85 Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия.














Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~GO40v