Анализ аварии в отопительной котельной

Анализ аварии в отопительной котельной

26 ноября 2015
Малкова Е.А.,
Казанцев А.С.;
Пак Д.А.;
Черняева Н.С.;
Бурдинский С.А.;
Ханина Е.С.
ООО НПО «СибЭРА» г. Красноярск


В 2010г. произошла авария в Катангской отопительной котельной. В котельной было установлено семь котлов типа КВСА-3 производства завода «Октан» (г. Омск). На момент аварии работало четыре котла. Котел данного типа автоматизированный жаротрубный, стальной, с эксцентричным расположением цилиндрической жаровой трубы и симметрично расположенными поверхностями нагрева. В котле используется принцип трехходового прохождения продуктов сгорания. Котел оборудован блочной мазутной горелкой. Топливо котла – нефть.

Параметры котла:

ris48.JPG



В результате аварии произошли разрушения котлов и здания котельной:
Частично разрушилась обечайка аварийного котла (фото №1). Он пролетел вперед на 11 м. (по результатам расчета его скорость достигла 130 км/час) и смял кабину автомобиля, стоявшего в котельной (фото №2). Три соседних котла развернуло по отношению к горизонтальной оси до 90° (фото №3). Повреждены трубопроводы обвязки котлов. Обрушилась часть перекрытий и повреждена стена здания котельной (фото №4).

ris44.png    















фото №1. Разрушение обечайки аварийного котла

ris45.png















                                              фото №2. Автомобиль разрушенный в результате аварии


ris46.png















фото №3. Положение котлов после аварии

ris47.png















фото №4. Здания котельной после аварии

Причиной аварии стал водогрейный котел, который в результате несоблюдения требований правил эксплуатации и реконструкции был приведен в аварийное состояние со следующими нарушениями:

в котел были вварены дополнительные люк и патрубок без согласования с заводом-изготовителем. Сварные швы приварки люка и патрубка были выполнены не аттестованными сварщиками без соблюдения технологии сварки;
на котле, вместо двух положенных заводом-изготовителем, предохранительных клапанов был установлен только один;
автоматизация не соответствовала требованиям инструкции по эксплуатации котла (применялись самодельные фотодатчики);
некорректные измерения давления воды на выходе из котла;
подключение сигнализации через розетку бытовой электросети.

По проведенному гидравлическому расчету тепловой схемы и фактическим данным по расходу воды, выяснилось, что аварийный котел работал в паровом режиме. Дефицит воды составлял 3 м³/час и более на каждый котел. Со слов персонала аварийный котел иногда парил, в выходящем трубопроводе слышались щелчки – гидроудары. В момент аварии работал только один питательный насос вместо положенных двух, второй насос включался персоналом периодически в зависимости от показаний температуры воды в первом контуре. Автоматическое включение резервного насоса не предусмотрено. Подпитка первого контура происходила самотеком из водонапорной башни через трубопровод Ду 32.

Значительные разрушения строительных конструкций произошли по причине недостаточной площади легкосбрасываемых конструкций помещения котельной.

Таким образом, авария была обусловлена отсутствием:
проекта котельной, с расчетом тепловой схемы;
пуско-наладочных испытаний с разработкой режимных карт согласно заводскому формуляру;
согласования изменений конструкции котла с заводом-изготовителем;
автоматизации котельной;
на каждом котле двух предохранительных клапанов;
независимого источника питания для световой и звуковой сигнализации;
соблюдения технологии сварочных работ с привлечением квалифицированных сварщиков и с последующим контролем сварных соединений;
производственного контроля за работой котельной.




Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~BM3od