Бюджет с неизвестными

Бюджет с неизвестными

22 октября 2015
В Законодательное Собрание Пермского края официально внесен проект регионального бюджета на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов.

В предложенном на рассмотрение парламентариев документе есть несколько «неизвестных», как в хорошем математическом уравнении, от прояснения которых многое (прежде всего – в доходах) может существенно измениться. В том числе, это судьба краевой льготы по налогу на прибыль предприятий, которую правительство региона предлагает поэтапно, в течение трех лет, отменить. Но пока решение об этом законодателями Прикамья не принято.

К тому же сейчас, в условиях экономической «турбулентности», расчеты возможных сценариев, даже на короткий временной промежуток – задача отнюдь непростая. Но правительство региона по закону обязано выдавать прогноз социально-экономического развития вместе с проектом бюджета - и этот документ депутатам представлен.

– Сценарные условия подготовлены с учетом тенденций, сложившихся в развитии мировой экономики в 2014–начале 2015 годов, – отмечают в региональном правительстве. – Для построения прогноза нефтяных цен в среднесрочной перспективе использованы данные прогноза

Минэкономразвития России (май 2015 года). На среднесрочный период сформированы два сценария цен на нефть: консервативный, базовый, предполагающий стабилизацию цен в течение 2016–2018 годов на уровне 60–70 долларов США за баррель; умеренно–оптимистический, исходящий из того, что цены на «черное золото» за три года вырастут до уровня 90 долларов за баррель.

При этом, «по причине сохранения сбалансированности между ценами на нефть и курсом доллара США, предполагаются достаточно комфортные условия развития ориентированных на экспорт отраслей, прежде всего нефтедобычи и химического производства».

На среднесрочную перспективу прогнозируется оживление спроса на калийные удобрения со стороны основных потребителей (Индия, Китай, Бразилия), объемы производства к 2018 году планируются на уровне 2014 года. В перспективе цена будет незначительно расти – к концу 2018 года до уровня 114,5% от цены на декабрь 2014 года.

Экспортные цены на азотные удобрения в значительной мере зависят от цен на газ, поэтому прогноз их динамики, в том числе, определяется прогнозом относительно «голубого топлива». За период 2016–2018 годов темпы средней экспортной цены по консервативному варианту сценария могут составить: в 2016 году – 71,6% к среднему уровню цен 2015 года, в 2017 году – 106,1%, в 2018 году – 96,0%.

Ожидается, что в результате увеличения объемов экспорта номинальный курс российской валюты укрепится до 53 рублей за американский доллар.
Прогнозируется, что в 2016 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут в среднем для всех категорий потребителей на 10,1–11,4% в среднем за год, в 2017 году – на 9,2%, в 2018 году рост цен на электроэнергию превысит 8%.

Стоит отметить, что в отличие от федерального прогноза социально–экономического развития, где рассмотрены лишь два сценария – базовый и оптимистичный, прогноз для Пермского края разработан в количестве четырех вариантов.

Сценарий «Пессимистический минус» исходит из предположений о негативном экономическом развитии основных предприятий в условиях высокой процентной ставки Центробанка РФ, продолжения действий санкционной политики, высокого уровня инфляции, снижения реальных доходов населения региона и, как следствие, падающего спроса на продукцию и услуги сферы потребления. В этом случае ожидается падение экономической активности банков, предприятий сферы услуг, ритейла, строительства.

Впрочем, в этом варианте, как отме¬чают разработчики прогноза, «отсутст¬вуют данные одного из значимых налогоплательщиков – ПАО «Уралкалий». По данным открытых источников, до конца года предприятие может объявить о проведении делистинга с бирж, а следующим этапом может быть слияние его с акционером – «Уралхимом».

Сценарий «Пессимистический» сформирован уже с учетом налогооблагаемой базы ПАО «Уралкалий». Ожидается, что сумма возврата предприятию по переплаченному прежде в региональный бюджет налогу на прибыль составит на начало 2016 года 7 млрд 190 млн рублей. В 2016 году «Уралкалий» заявляет о начислении налога на прибыль в размере 10 млрд 636 млн рублей, поэтому с учетом оставшегося возврата сумма налогов может составить 3 млрд 446 млн рублей.
Кстати, согласно расчетам, возвраты из бюджета при сохранении их на нынешнем уровне будут делаться еще на протяжении двух следующих лет. Но «в дальнейшем планируется улучшение ситуации по выплатам в бюджет от калийной отрасли региона».

Сценарий «Базовый» основан на предпосылках улучшения инвестиционной привлекательности Прикамья для иностранных компаний. Он также предполагает более активную государственную поддержку в отраслях импортозамещающего производства – включая машиностроение, агропромышленный комплекс.

Наконец, сценарий «Оптимистический» базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынков основных ориентированных на экспорт отраслей и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.

При всем обилии вариантов для разработки бюджета Пермского края–2016 специалисты рекомендовали использовать сценарий «Пессимистический».
Общая сумма доходов краевого бюджета прогнозируется в 2016 году в размере 88 млрд 904 млн рублей, в 2017 году – 95 млрд 560 млн рублей и в 2018 году– 100 млрд 535 млн рублей.

Налоговые и не налоговые доходы бюджета Пермского края в 2016 году увеличатся на 0,1% относительно уровня первоначально утвержденного бюджета на 2015 год. В 2017 относительно 2016 года доходы вырастут на 8,6%, в 2018 году по сравнению с 2017 годом рост составит 5,5%.

Доход от самого «весомого» по объему – налога на прибыль организаций – на 2016 год прогнозируется в региональном бюджете в сумме 33 млрд 948 млн рублей, на 2017 год – 39 млрд 366 млн рублей, на 2018 год – 41 млрд 578 млн рублей.

При этом, как поясняют в краевом Минфине, «в основу расчета поступления налога на прибыль принята ожидаемая оценка 2015 года (30 млрд 995 млн рублей), рассчитанная из факта за 6 месяцев текущего года, темпы роста (снижения) налогооблагаемой прибыли, прогнозируемые на период 2016–2018 годов.

Немаловажно, что в расчете также «учтены планируемые к принятию изменения регионального налогового законодательства в части поэтапного увеличения краевой ставки налога на прибыль для всех категорий налогоплательщиков по 1,5% ежегодно (в 2016 году – ставка 15%, в 2017 году – 16,5%, с 2018 года – 18%)». Если законопроект все–таки будет принят, это позволит увеличить доходную часть бюджета Пермского края в 2016 году на 2 млрд 930 млн рублей, в 2017 – на 6 млрд 429 млн рублей, в 2018 году – на 9 млрд 335 млн рублей.

Предлагаемые расходы бюджета Прикамья на 2016 год – 97 млрд 443 млн рублей. То есть дефицит составит 8 млрд 539 млн рублей, что «укладывается» в рамки, дозволенные федеральным законодательством.

- Проект краевого бюджета на 2016–2018 годы формировался исходя из принципа, что при любом сценарии развития экономики основной финансовый закон Прикамья должен обеспечить исполнение всех социальных обязательств, – заявил председатель правительства региона Геннадий ТУШНОЛОБОВ. – Планируемый дефицит в ближайшие годы намного меньше 15%, разрешенных Бюджетным кодексом РФ. Бюджет края на 2016 и 2017 годы имеет дефицит 10%, а на 2018 год он запланирован в размере 8,8%.

В качестве позитивных моментов законопроекта краевые власти также отмечают, что в проекте бюджета обеспечено сохранение фонда зарплаты бюджетников Западного Урала на уровне 2015 года, а все социальные пособия намечено проиндексировать.

- Рассчитанный на «трехлетку» проект краевого бюджета позволяет выполнять все социальные обязательства в полном объеме, - подчеркнул, представляя основной финансовый документ, губернатор Виктор БАСАРГИН. - Независимо от экономической ситуации эта задача остается для нас приоритетной. Второе, и это также закреплено в бюджете, средства направляются на развитие базовых отраслей – строительства, сельского хозяйства, предпринимательства, машиностроения и обрабатывающих отраслей. Продолжаем кластерную политику. Важно оказать активное содействие в реализации инвестиционных проектов тем предприятиям, которые «приходят» в наш регион с целью вкладывать средства в развитие.

Источник: издание «Деловой интерес»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~4hBbf