Ветру и солнцу брат

Ветру и солнцу брат

29 октября 2015
Вопрос – «Внедрение возобновляемых источников энергии - мода или потребность?» - обсуждали на семинаре «Внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях и в сфере ЖКХ». Семинар состоялся в рамках деловой программы XVIII межрегиональной выставки «Энергетика. Электротехника-2015» на Пермской ярмарке.


БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Ведущий научный сотрудник ФГУП ЦАГИ имени профессора Н. Е. Жуковского (Москва), заместитель председателя комитета по ВИЭ РосСНИО Сергей ГРИБКОВ считает - быть.

- Однозначно, ВИЭ - насущная потребность, - отметил Сергей Владимирович. – Чтобы это понять, нужно вспомнить, что традиционная энергетика использует ископаемое топливо, запасы которого ограничены, и зависит от величины поставок и уровня цен на него, а также конъюнктуры рынка. А возобновляемая энергетика базируется на самых разных природных ресурсах, что позволяет беречь невозобновляемые источники и использовать их в других отраслях экономики. А также сохранить для будущих поколений экологически чистую энергию.

Что же такое - ВИЭ? Это виды энергии, непрерывно возобновляемые в биосфере Земли и получаемые от солнца, ветра и воды. Плюс - геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей; биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, и даже отходы производства и потребления; биогаз; газ, выделяемый отходами производства и потребления на их свалках, образующийся на угольных разработках.

При этом возобновляемые источники энергии независимы от топлива: они обеспечивают энергобезопасность страны и стабильность цен на электричество. Они экологически чисты: их использование безотходно, не загрязняет атмосферу и водоемы. Нет здесь и экологических издержек, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой ископаемого топлива.

Гидроэнергетика - это тоже ВИЭ. И в мире, и в России около 20% всей выработки электричества приходится на ГЭС. Активно развивается мировая ветроэнергетика. В Дании, например, более 20% электричества вырабатывается энергией ветра. Важное местное значение получает геотермальная энергетика. Так, в Исландии она составляет четверть всего энергобаланса. В России ВИЭ представлены, главным образом, крупными гидроэлектростанциями.

Другие виды ВИЭ в России пока заметны слабо. Хотя в таких территориях, как Камчатка и Курилы, они играют большую роль в местных энергосистемах, здесь есть геотермальные электростанции. Приливная энергетика ограничена возможностями экспериментальной Кислогубской ПЭС на Дальнем Востоке.

К сожалению, ВИЭ-электростанции в своем большинстве проигрывают традиционной генерации по экономическим показателям. А из-за этого они малопривлекательны для частных инвестиций. Мировой опыт показывает, что для успешного развития ВИЭ необходимо его стимулирование государством. Во многих развитых странах ведутся разработки по поиску новых, более экологичных источников энергии.

Правда, в последнее время внимание государства к проблемам ВИЭ усиливается. Так, Правительство РФ поставило задачу: до 2020 года довести ввод генерирующих энергомощностей на основе ВИЭ до 6,2 ГВт. Вышел соответствующий федеральный закон, создаются льготные возможности для развития возобновляемой энергетики.


ОТХОДЫ - В ДОХОДЫ

О результатах работы в области ВИЭ-развития рассказали представители трех пермских фирм.

Внимания заслуживает, прежде всего, опыт использования ВИЭ на основе биогаза, наработанный пермской компанией «ЭнергоРежим».
- Наша инновационная фирма существует пять лет, - рассказал на семинаре менеджер Дмитрий САСОХИН. - Только за последние два года мы разработали конструкции и построили совместно с партнерами восемь установок генерации биогаза (УГБ). Наши УГБ не только утилизируют все органические отходы сельского хозяйства, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, но и вырабатывают биогаз. Если биогаз сжигать в газовых котлах центрального отопления, то на выходе получаются энергоресурсы с высокой теплотворностью: из одного кубометра биогаза получается 4299-6019 килокалорий тепловой энергии.

География внедрения УГБ впечатляет: Пермский край, Республика Удмуртия, области - Оренбургская, Ростовская и Рязанская. И выгоды их использования налицо. Так, себестоимость вырабатываемого электричества составляет 50 копеек за один кВт/час, а теплоэнергии, сгенерированной при помощи биогаза, - 200 рублей за гигакалорию. К тому же попутно производятся жидкое концентрированное органическое удобрение (себестоимость - 10 рублей за литр) и автомобильное топливо (компримированный метан) себестоимостью 12 рублей за кубометр.

Впечатляет. Но установки распространяются не так быстро, как могли бы. Почему?

- Есть проблемы, возникающие перед сельхозпредприятиями, желающими внедрить УГБ, - пояснил Дмитрий Самохин. - Это - отсутствие свободного выхода на рынок сельхозпродукции и нехватка свободных оборотных средств; отказы банков в оформлении УГБ в качестве залогов; отсутствие законодательно принятого тарифа на покупку электроэнергии, выработанного на УГБ, и субсидий, технологий, методик и кадров для организации работ по применению жидких органических удобрений.


ПРИБЫЛЬ ПО ВЕТРУ

Дмитрий Нестеренко, коммерческий директор АНО «Центр К–технологий», поделился:

- Мы убедились в высоком спросе на ветроэнергетические установки (ВЭУ) на отечественном рынке. Проанализировав и изучив спрос, поняли, что подавляющее количество ВЭУ у нас собирается по западным технологиям и из западных же комплектующих. Мы разработали свою инновацию: ВЭУ с вертикальной осью вращения. Ее преимущества: уже не требуются настраивание на ветер и периодическое техобслуживание - без него наши ВЭУ способны эксплуатироваться четверть века. Наша ВЭУ компактна, легко разворачивается и сворачивается, может работать в самых неблагоприятных условиях, включая Арктику и Антарктику. Назначение нашей продукции - обеспечение автономных объектов различного народно-хозяйственного назначения бесперебойным электроснабжением. И у нас уже - крупные заказы. Например, челябинского «Мечел-строя»: на десятки миллионов рублей.
Спрос на эти ВЭУ высок. В России около 30 тысяч метеостанций. И для каждой остро необходимо бесперебойное электроснабжение. Дизельные движки уходят в прошлое.



КОММЕНТАРИЙ

Данир ЗАКИРОВ, профессор, доктор технических наук, генеральный директор Ассоциации энергетиков Западного Урала:

- О самодостаточности Прикамья в вопросах обеспеченности энергокомплекса топливными продуктами говорить пока не приходится: газ и уголь (а это – 96% топливного баланса) мы получаем из других регионов. А ведь если подойти к проблеме по-хозяйски, за счет ВИЭ можно увеличить долю собственного топлива. Речь - о малой гидроэнергетике.
Известно, что электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, - самая дешевая. А в нашем крае - около 29 тысяч малых, 600 средних и крупных рек. И прежде у нас широко использовались возможности малой гидроэнергетики. Так, в Оханском районе - три заброшенных ГЭС: сохранились плотины, здания и другие сооружения.
Мы в свое время занимались вопросами восстановления этих и других малых станций. И это было реально: срок окупаемости, по расчетам, составлял всего четыре года. Подобные выведенные из эксплуатации ГЭС есть в Очерском, Красновишерском и других наших районах. Если возродим их, территории смогут получать дешевую энергию и мощный импульс к своему социально-экономическому развитию.


Источник: издание «Деловой интерес»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~FQ1Yy