НЕСОВЕРЕШЕНСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СТАГНАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

6 Апреля 2017
НЕСОВЕРЕШЕНСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СТАГНАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Анисимова А.И., МФФ1-1
Меркушова О.В., к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, служит индикатором состояния экономики страны, региона, территории. Развитие малых форм предпринимательства должно отвечать потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Однако на сегодняшний день доля малого предпринимательства в экономике России еще недостаточно велика и мало сопоставима с соответствующими показателями стран с рыночной развитой экономикой1.

Одной из причин отставания развития малого бизнеса является действующая система налогообложения, в которой совокупный объём налоговой нагрузки превышает разумные пределы, а перечень налоговых льгот ограничен. Так, удельный вес начисленных налогов с прибыли по общепринятой системе налогообложения 51,6%, по упрощенной системе налогообложения 8,7%(доходы) + 47,1%(доходы-расходы) и единый налог на вмененный доход 45,3%.2

В то же время, стоит отметить, что государство старается стимулировать начинающих предпринимателей и создать соответствующие льготные условия, в частности, в соответствии с п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ3 (1.01.15 - 1.01.21) законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка до 0% для налогоплательщиков. Указанная льгота действует в отношении субъектов, применяющих упрощенную и (или) патентную систему налогообложения. Также субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов и не уплачивать налог на прибыль в первые два года работы. Однако по статистике лишь 3,4%4 малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше, а темпы роста числа предпринимателей остаются низкими.

Стоит отметить, что для устранения пробелов в правовом регулировании общественных отношений в области малого бизнеса была разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года5. Однако данная стратегия имеет ряд недостатков: нет целевых показателей по доле малого бизнеса в ВВП, задача по увеличению доли экспорта малого бизнеса к 2030 г. до 12% и целевого показателя до 35% не способна вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень, так как данные проценты в разы меньше, чем в развитых странах. Так же данная стратегия не предполагает в полной степени создания условий для развития малого бизнеса в субъектах государства.

На сегодняшний день наблюдается замедление экономического развития в регионах, одной из причин которого являются условия кредитования малого бизнеса в субъектах: высокие процентные ставки. В России ставки по кредиту от 10,6%6, в то время как в странах ЕС эффективная ставка от 2,5%, причём в первые годы возможно погашение 0,40%7. Таким образом, необходимо реформировать систему кредитования малого бизнеса путём установления правовых норм, направленных на снижение процентных ставок и упрощения процедуры выдачи кредитов на открытие малого бизнеса.

Более того, очень сложно начать заниматься предпринимательской деятельностью и развивать свой бизнес, не имея опыта и поддержки со стороны государства. В этой связи целесообразно учесть положительный зарубежный опыт по решению данной проблемы. Например, во Франции уже существуют организации, компетентные по вопросам открытия и развития малого бизнеса. Государственная организация OSEO объединяет Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME, Французское общество страхования капиталов Sofaris. Основными направлениями деятельности OSEO являются: поддержка и финансирование инноваций, трансферт технологий и развитие инновационных проектов с реальными перспективами, гарантирование, финансирование инвестиций в технологии и рабочий цикл наряду с банками. OSEO действует в трех направлениях: поддержка инноваций; финансирование инвестиций и эксплуатационного цикла (совместно с банковскими учреждениями; гарантии банковского финансирования). Таким образом, необходимо на законодательном уровне определить условия и порядок создания и функционирования подобных государственных организаций, которые на бюджетной основе будут консультировать предпринимателей по тому или иному вопросу, касающемуся процедуры открытия малого бизнеса и дальнейшего его становления.

Немаловажной проблемой так же является правовая культура и правовое воспитание в государстве по вопросам малого бизнеса. Формирование предпринимательских компетенций граждан, начиная с самого раннего возраста, должно превратиться в один из приоритетов государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, учитывая состояние малого предпринимательства в России на сегодняшний день, необходимо совершенствовать правовое регулирование мер по государственной поддержке как на федеральном, так и на региональном уровне: реформировать законодательство для стимулирования малого бизнеса и повышения его удельного веса в экономике РФ. Совершенствуя налоговую и кредитную системы, повышая уровень правовой культуры и правосознания, а также увеличивая интерес граждан к развитию малого бизнеса, государство выйдет на новый уровень экономического развития, и к 2030 году, параллельно с уже имеющейся стратегией, это создаст условия для увеличения доли малого бизнеса в государстве.


Список использованных источников
http://www.webeconomy.ru/index.php?newsid=1456&page=cat&type=news (15.03.17)
http://www.scienceforum.ru/2016/1447/23779 (16.03.17)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html (дата обращения 17.03.17)
Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года")
http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/credits/psk (дата обращения 15.03.17)
http://www.investingberlin.com/financing/crediti-v-germanii/ (дата обращения 15.03.17)

1 http://www.webeconomy.ru/index.php?newsid=1456&page=cat&type=news (15.03.17)
2 http://www.scienceforum.ru/2016/1447/23779 (16.03.17)
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
4 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html (дата обращения 17.03.17)
5 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016)«Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года")
6 http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/credits/psk (дата обращения 15.03.17)
7 http://www.investingberlin.com/financing/crediti-v-germanii/ (дата обращения 15.03.17)
Короткая ссылка на новость: http://a-economics.ru/~Q44jS

Интервью

Алексей КРИВОРУЧКО: «Калашников» создаст 20-тонного разведывательно-ударного робота"
27.03.2017
У компании также есть идеи насчет новых беспилотников и планы по экспортным поставкам катеров

Прикладная наука

Ученые ПГНИУ запатентовали новое изобретение для плавки материалов
11.07.2017 10:06:13
Запатентованное изобретение для полноценной работы потребует порядка 80 киловатт, это в два раза меньше, чем используют аналоги