О техническом обслуживании и ремонте оборудования на ОПО

О техническом обслуживании и ремонте оборудования на ОПО

9 октября 2015
Гончар С.П.
Эксперт ООО «Безопасность в промышленности»

Иноземцев В.В.
Генеральный директор ООО «Диаформ»

Быстров С.А.
Заместитель гендиректора ООО «Диаформ»

Мышко Э.Т., эксперт
Исковских В.С., эксперт
ООО «Диаформ»

Рассмотрены особенности различных систем технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР) на ОПО, возможности выбора стратегии ТОиР с учетом обеспечения технической и экономической целесообразности ТОиР для увеличения межремонтного пробега при условии соблюдения требований промышленной безопасности с позиции импортозамещения.

Одним из условий обеспечения бесперебойной, безопасной, безаварийной работы технологического оборудования на ОПО в условиях импортозамещения и перехода на замену комплектующих и отдельных узлов оборудования изделиями отечественного производства является своевременное планирование и качественное проведение техобслуживания и ремонта оборудования. Последнее обеспечивается выбором единой системы организационных и технических мероприятий по ТОиР основных фондов предприятий – системой ТОиР.

Система ТОиР оборудования должна быть основана на обязательном планировании, организации и проведении с определенной последовательностью и периодичностью соответствующих видов ТОиР, а также обязательном контроле, учете и отчетности, нормировании показателей надежности оборудования. Система ТОиР может состоять из различных сочетаний видов стратегий (методов) ТОиР [1] в зависимости от критичности оборудования для того или иного производства (см. схему).

Вне зависимости от сочетаний методов ТОиР, применяемых на конкретном предприятии, планирование, подготовка и реализация работ по ТОиР должны быть определены в Положениях по ТОиР [2] технологического оборудования, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию в течение всего жизненного цикла, с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации соответствующего оборудования [3].

Планово-предупредительная стратегия ТОиР базируется на методе планово-предупредительного ремонта (ППР), основанном на планировании и профилактической направленности [4, 5]. Под планированием подразумевается заблаговременное определение состава, объемов и периодичности проведения операций ТОиР оборудования на основании данных о ресурсах узлов и агрегатов и скорости их расходования. Профилактическая направленность предполагает выполнение операций ТОиР до наступления отказа оборудования.

Планово-диагностическая стратегия ТОиР является развитием метода ППР и, в отличие от него, основана на планово-диагностическом принципе – ремонт оборудования проводится во время периодического останова (по графикам, как и при ППР), но в объеме, определяемом как в период работы установки, так и непосредственно перед началом ремонта, по результатам технического диагностирования, на основании которого составляются дефектные ведомости, планируется и выполняется ремонт [6]. Планово-диагностический метод (ПДР) ТОиР позволяет более четко планировать сроки и длительность остановов и минимизировать объемы ремонтных работ за счет исключения ремонта бездефектных узлов оборудования, по результатам контроля технического состояния (ТС).

Стратегия ТОиР по фактическому состоянию [7, 8] может включать в себя два самостоятельных метода:

- для единичных агрегатов с учетом индивидуального ТС – с контролем фактического технического состояния (ФТС);

- для массовых объектов, без учета состояния конкретного объекта, на основе статистики надежности – с контролем фактического состояния уровня надежности (ФСН).

Метод ТОиР по ФТС основан на анализе комплекса диагностических показателей о ТС оборудования, полученных в результате периодического контроля (сроки определяются методикой диагностирования) и непрерывного контроля (мониторинг) в процессе эксплуатации оборудования. Периодичность и объем проведения ТОиР при ФТС определяются результатом диагностирования и прогнозом ТС оборудования. Это позволяет обеспечить работоспособность конкретного оборудования в течение определенного (осмотром, диагностикой) периода времени и, таким образом, заранее подготовиться к проведению ТОиР, минимизировать расходы на ТОиР, а также оперативно вывести из работы оборудование при угрозе его отказа.

Метод ТОиР по ФСН заключается в накоплении и анализе данных о дефектах и отказах на многочисленном однотипном оборудовании и выработке решений по поддержанию требуемого уровня надежности всей группы оборудования. Уровень надежности определяется на основе показателей надежности, таких как: поток отказов (количество отказов по всей группе оборудования за месяц) и средняя наработка до отказа (на отказ) за год. Пока фактический уровень надежности находится в допустимых пределах, эксплуатация оборудования осуществляется без ограничения межремонтного ресурса с выполнением необходимого объема работ по обнаружению и устранению отказов и дефектов, с выборочным контролем ТС отдельных единиц оборудования. После выхода уровня надежности за допустимые пределы производится ремонт или замена всех единиц оборудования данной группы.

Стратегия ТОиР по факту наступления отказа заключается в эксплуатации оборудования до отказа без проведения планового ремонта, в то время как резервное оборудование находится в работоспособном ТС.

Стратегия ПАО, основанная на методе проактивного ТОиР, направлена на минимизацию требуемых объемов ТОиР и достижение максимально возможного межремонтного ресурса [9] путем систематического устранения источников возникновения дефектов. Метод ПАО используется в комплексе с остальными методами ТОиР, является их дополнением и заключается в разработке и реализации мероприятий, не требующих значительных капиталовложений на замену оборудования, так как по результатам анализа наиболее часто встречающихся дефектов определяются причины их возникновения и влияние на межремонтный интервал, а затем принимаются меры по предупреждению возникновения дефектов, такие как:

- корректировка режимов эксплуатации оборудования;

- изменение сроков выполнения планового ТОиР;

- замена ремонтных технологий и используемого при ремонте оборудования (например, на отечественное);

- изменение (замена) элементов конструкции оборудования (например, на изделия отечественного производства);

- другие мероприятия, основанные на информации о реальном ТС оборудования и на базе контроля повторяемости дефектов.

Реализация стратегии проактивного ТОиР возможна при наличии статистических данных о дефектах, источниках образования дефектов на рассматриваемом оборудовании и выполнении комплекса мероприятий по предупреждению образования дефектов.

Вывод

В сложившихся сегодня в промышленности условиях импортозамещения всё большую актуальность приобретает поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение его неожиданного выхода из строя, при одновременном увеличении межремонтного пробега. Наиболее полно данным условиям, с учетом обеспечения технической и экономической целесообразности ТОиР и выполнения требований нормативных документов по пожарной, промышленной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, отвечает стратегия проактивного технического обслуживания и ремонта основного и вспомогательного оборудования.

Литература

1. Левин В.Л. Систематизация моделей и стратегий обслуживания технических устройств/Надежность и контроль качества. – 1978. – № 5. – С. 25-28.

2. ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»//Утв. приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, зарег. в Минюсте России 16.04.2013, № 28138.

3. ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»//Утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарег. в Минюсте России 19.05.2014, № 32326.

4. Синягин Н.Н., Афанасьев Н.А., Новиков С.А. Система планово-предупредительного ремонта энергооборудования промышленных предприятий. – М.: Энергия. – 1975. – 376 с.

5. СО 34.04.181-2003 Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей//Утв. РАО «ЕЭС России» 25.12.2003.

6. Лукьянов А.В. Управление техническим состоянием роторных машин (система планово-диагностического ремонта). – Иркутск.: Изд-во ИрГТУ. –2000. – 230 с.

7. Положение о системе технических обслуживаний и ремонта энергомеханического оборудования ОАО «Самотлорнефть» по фактическому состоянию. РД 153-39.1-046-00. – Тюмень. – 2000. – 181 с.

8. Емелин Н.М. Определение периодичности диагностирования сложных систем при техническом обслуживании по их фактическому техническому состоянию//Надежность и контроль качества. – 1998. – № 8. – С. 57-60.

9. Креулев С.Н. О выборе оптимальной периодичности обслуживания сложной технической системы по экономическому критерию //Надежность и контроль качества. – 1979. – № 1. – С. 12-15.

Специализированный журнал "Промышленность и безопасность"

www.pbperm..ru
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~6sO5p