Алексей Кудрин: «Граждане будут формировать бюджет»

Алексей Кудрин: «Граждане будут формировать бюджет»

2 декабря 2013
11 декабря Киров посетил экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Его поездка была связана с прошедшим в областном центре семинаром «Открытый бюджет», проводимым Комитетом гражданских инициатив.

Алексей Кудрин, как и губернатор Никита Белых, является членом этого комитета. Поддержку в проведении мероприятия оказал полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. В работе семинара приняли участие представители всех четырнадцати субъектов ПФО на уровне заместителей руководителей регионов и глав финансовых ведомств.

Кроме участия в семинаре Алексей Кудрин встретился с представителями кировского бизнеса и студентами, а также провел пресс-конференцию для региональных СМИ.

Бюджет для граждан
«Открытый бюджет» является одним из проектов Комитета гражданских инициатив. Кроме него реализуются такие программы, как «Справедливый суд», «Школа местного самоуправления», «Здравоохранение для всех» и другие. Сам же комитет представляет собой общественную организацию, позиционирующую себя как внепартийное объединение профессионалов в ключевых сферах жизни (экономике, науке, образовании, здравоохранении, культуре). Он был создан в 2012 году по инициативе Алексея Кудрина после его отставки с поста министра финансов.

Суть проекта «Открытый бюджет» состоит в вовлечении населения в процесс формирования бюджета того или иного региона путем предоставления ему доступной и понятной информации о бюджетных параметрах и процессах.

– Киров был нами выбран для проведения данного мероприятия потому, что здесь есть опыт работы с инициативами населения на уровне руководства регионом, – сказал Алексей Кудрин. – Это просматривается в реализации таких программ, как «Поддержка местных инициатив» и «Самообложение граждан». Кроме того, муниципалитеты Кировской области откликнулись на инициативу Комитета гражданских инициатив и Фонда по отработке методики и внедрению «Открытого бюджета».
Сам же проект – это дополнительный и необходимый ресурс для оптимизации и повышения эффективности бюджета, и активизации населения в решении горячих проблем. Да и деньги, может быть, в этом случае будут лучше распределяться. Когда мы принимали решение о проведении этого семинара на территории Кировской области, выяснилось, что это интересно и другим территориям округа. Поэтому при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО к его работе привлекли муниципалитеты и органы регионального управления других субъектов ПФО.

– Все мы понимаем, что для того, чтобы оценить эффективность предоставления доступной информации о бюджете, необходимо достаточно продолжительное время, – дополнил слова Кудрина губернатор Никита Белых. – На сегодня главным достижением для нас является то, что в области зарождается основа нового уровня открытости и прозрачности бюджетных отношений и есть понимание необходимости продолжения преобразований в данном направлении.

По словам Алексея Кудрина, кировский проект по поддержке местных инициатив может выступить прототипом участия граждан в формировании бюджета. В то же время Кудрин раскритиковал установившийся дисбаланс между затратами федерального и региональных бюджетов на реализацию майских указов Владимира Путина.

– Указы изданы, и их нужно исполнять, – отметил экс-министр. – В этой связи вдвойне важной становится решение проблемы перераспределения финансовых ресурсов в пользу субъектов РФ. Федеральный центр должен отказаться от каких-то своих проектов и отдать эти деньги регионам. У реализации майских указов есть и вторая сторона. Я считаю, что простое повышение зарплат ни к чему не приведет. Конечно, учителя и врачи улучшат свое финансовое положение, и это важно. Но так же важно, чтобы вместе с ростом происходило и улучшение качества жизни. А этот момент плохо прописан в указах и плохо проработан на практике. На мой взгляд, поднимать зарплаты нужно более медленными темпами, но добиваясь повышения качества жизни граждан.

Оценочные суждения
Алексей Кудрин считается лучшим министром финансов постсоветской эпохи и одним из самых ярких представителей либерального направления в экономической науке. За период своей деятельности в правительстве РФ он принимал активное участие не только в формировании бюджета государства. В заслугу ему ставится введение плоской шкалы подоходного налога, снижение ставок НДС и налога на прибыль, ликвидация законодательных лазеек для уклонения от налогов и внутренних оффшоров, глобальное сокращение государственного долга и создание Стабилизационного фонда. Кроме того, Кудрин принимал участие в принятии финансовых решений международного уровня, возглавляя делегации России в Давосе.

Учитывая большой профессиональный опыт бывшего министра финансов, представители региональных СМИ попросили его, как эксперта, прокомментировать некоторые острые вопросы экономической политики российского государства.

– Вы не раз высказывали мнение, что у правительства нет внятной экономической политики. Что вы имели в виду?
– Сейчас, когда фактор роста цен на нефтегазовые ресурсы исчерпал себя, мы должны своими товарами отодвигать импорт, конкурировать с ним на внутреннем рынке и конкурентоспособно выходить на внешний. Для этого нужно повысить производительность труда и эффективность производства. Поэтому необходимо задействовать институты, которые способствуют снижению издержек и повышению технологических возможностей. Это сложный процесс, в котором есть ряд бюрократических проволочек и где происходит конкурентное столкновение товаропроизводителей. Требуется выстроить инвестиционный механизм. Поэтому мы сейчас часто говорим об инвестклимате.
Новый подход потребует глобальной перестройки как экономической политики, так и экономики в сторону облегчения работы бизнеса, снижения его издержек, уменьшения доли государства в экономике, чтобы увеличить конкуренцию. По каждому направлению правительство должно прописать конкретные шаги. Частично это прописано в Стратегии-2020, но она не только не реализована, а даже не переложена в конкретные программы правительства. Отдельными мегапроектами задачи повышения конкурентоспособности российских товаров не решить.

– Не нужно думать, что рецепт оздоровления российской экономики никому не известен, – сделал ремарку Никита Белых. – Наоборот, это известно и очевидно. Вот только, для того чтобы реализовать эти меры, требуется сделать непопулярные и болезненные шаги.

– Что вы понимаете под непопулярными мерами?
– К числу таких мер я отношу более низкие темпы роста заработной платы. На мой взгляд, рост зарплат не должен опережать рост производительности труда в стране. Пока что мы имеем обратный процесс. Поэтому издержки в составе продукта, в ВВП растут быстрее, чем это необходимо. Это снижает темпы роста. Это первая непопулярная мера. Вторая касается того, что наши бюджеты перекошены в сторону социальных расходов и очень ограничены в плане расходов на развитие и создание необходимой инфраструктуры. Нужно притормозить наращивание социальных расходов, произвести их реструктуризацию. Последнее можно сделать через повышение их эффективности и адресности. У нас этого почти нет. Хотя процесс должен касаться большинства социальных выплат и пособий. Еще одной непопулярной мерой должно стать повышение пенсионного возраста, а также передача некоторых финансовых источников из федерального центра в регионы.

– Что вы думаете о пенсионной реформе?
– Я не поддерживаю этот вариант реформы и вижу две основные проблемы. Первая касается уменьшения накопительной части пенсий. До последнего времени у граждан младше 1967 года рождения накапливалось 6% от всех доходов. В год по стране это составляло до 400 миллиардов рублей. Сейчас гражданам будет предоставлен выбор – продолжать накапливать средства, или перевести их в распределительную часть. По нашим оценкам, такой выбор уменьшит накопления почти в два раза.
Я считаю, что это создаст опасность для всей пенсионной системы, поскольку уменьшит финансовые возможности для выплаты пенсий. К тому же накопительные средства инвестировались в экономику. Поэтому сейчас, когда инвестиции и без того уменьшаются, снижение накопительных пенсионных средств усугубит этот процесс.
А при дальнейшем росте количества пенсионеров все сложнее будет обеспечивать достойный уровень пенсий в рамках распределительной системы, которая предлагается новой реформой. Я обеспокоен тем, что эти шаги снизят доверие к накоплению пенсий.

Вторая проблема пенсионной реформы заключается в невнятности пенсионной формулы. Последняя предполагает, что будущая пенсия зависит от количества накопленных баллов, но «вес» каждого такого балла не определен. Предполагается, что он будет вычислен в будущем. Поэтому появляется неопределенность, что также снижает доверие к пенсионной системе. Я считаю, что эта реформа требует серьезной доработки.

– Как вы оцениваете эффективность работы Пенсионного фонда РФ, который в последнее время демонстрирует отрицательные финансовые показатели?
– Пенсионный фонд в некоторые годы, особенно в кризис, может показывать отрицательную доходность. Во всем мире это считается нормальным. Акции, которые приобретаются на пенсионные средства, всегда растут. Даже если в определенный момент происходит их падение, то потом рост восстанавливается и даже перекрывает убытки.
Я утверждаю, что все пенсионные фонды всегда во всем мире прибыльны. Хотя это не исключает ошибок, связанных с неверной оценкой демографических показателей, когда рост числа пенсионеров превышает прогнозы или более высокими темпами увеличивается продолжительность жизни. Тогда может возникнуть дисбаланс. В этих случаях пенсионным фондам помогает государство. При этом последнее не берет на себя обязательство выплачивать пенсию полностью. Помощь оказывается только частично. Например, на Западе пенсионеры получают примерно 70% от предшествующего выходу на пенсию дохода. Доля государства в этих выплатах составляет около 40%, а 30% – это средства, которые накопил сам пенсионер. В нашей стране пенсия составляет около 50% от дохода. Но эта цифра будет падать, если ее обеспечение мы не дополним программами сбережения.

– Как вы можете прокомментировать почти двукратное увеличение зарплат депутатов Госдумы?
– Я считаю это несвоевременным. Думаю, что стоит повысить зарплаты чиновникам среднего и низшего звена, которые на самом деле невелики. Но такое можно было бы сделать, во-первых, за счет сокращения их количества, а, во-вторых, не поднимая зарплат руководителей топ-звена.


Новостной портал «Вятка»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~KMzuh