Юрий ЁЛОХОВ: «Налоговая льгота для Газпрома перессорила парламентариев, но ничего не дала взамен»

Юрий ЁЛОХОВ: «Налоговая льгота для Газпрома перессорила парламентариев, но ничего не дала взамен»

15 октября 2013
Двадцать пятого сентября истек срок подачи поправок к краевому закону, вводящему нулевую ставку по налогу на имущество для газотранспортных компаний.

Тому самому, который перессорил депутатский корпус при его принятии в первом чтении на июньском пленарном заседании регионального парламента. Тогда законопроект, пусть со скрипом, но удалось протащить благодаря публичным обещаниям руководства региона, что в обмен на эту льготу Пермский край получит эксклюзивное соглашение с Газпромом, предусматривающее масштабные инвестиции в инженерную и социальную инфраструктуру региона.

А также под гарантии, что если такое соглашение не будет подписано к окончанию срока подачи поправок к данному законопроекту, то исполнительная власть инициирует его непринятие во втором чтении. Однако срок подачи поправок уже закончился, но ни подписанного соглашения, ни инициатив по блокированию этого закона к нам в парламент так и не поступило.

К предложению предоставить налоговую льготу Газпрому, весьма успешной и прибыльной компании, я изначально относился с сомнением. Эта льгота у газовиков уже была: на протяжении длительного времени она гарантировалась второй частью Налогового кодекса РФ. Однако с 1 января 2013 года эти льготы на федеральном уровне были отменены, о чем нам, как об одном из результатов своей работы, в свое время доложил сенатор от Пермского края Игорь Шубин. И эти дополнительные доходы в краевой бюджет (а налог, о котором идет речь, полностью поступает в краевой бюджет) появились в связи с предвыборными обещаниями Президента страны Владимира Путина о повышении зарплат бюджетникам. Что, кстати, для нас очень актуально.

Ведь наша казна сегодня и в самом деле не ломится от денег. Те 437 миллионов рублей выпадающих доходов (это почти половина годового бюджета, например, целого Верещагинского района), а именно столько недосчитается краевой бюджет от предоставления льготы газовикам только в текущем году, могли бы стать неплохим подспорьем в исполнении прошлогодних указов Президента и в борьбе со все возрастающим бюджетным дефицитом. Мои сомнения укреплял и опыт предыдущей парламентской деятельности, когда предоставление любых налоговых льгот провоцировало цепную реакцию со стороны многочисленных региональных бизнес-сообществ. Ведь если одной отрасли или группе предприятий можно дать льготу, то почему другой - нельзя?

С этим были согласны многие мои коллеги. И именно поэтому весеннюю инициативу одного из депутатов, которой предлагалось по сути вернуть утраченную на федеральном уровне льготу и «обнулить» налог на имущество для газотранспортных компаний региона, краевой парламент не поддержал. Но тема никуда не ушла и не забылась. Следом аналогичный законопроект в интересах Газпрома внесли сразу двадцать депутатов-промышленников. К лоббированию этой инициативы подключилось и руководство региона. Что кажется несколько странным. Потому что банкротство газовому гиганту уж точно не грозит!

Напротив, с парламентской трибуны нам со всей ответственностью заявлялось, что в обмен на льготу стоимостью 437 миллионов рублей Пермский край получит 12 миллиардов рублей инвестиций, в том числе на социальные объекты, например пермский стадион «Орленок». Но необходимо отметить, что большую часть инвестиций предлагалось вложить в собственную инфраструктуру Газпрома. Были публично презентованы не только цифры, но и схема взаимодействия. И губернатор, и премьер обещали, что если закон будет принят в первом чтении, то далее последует подписание соглашения между Пермским краем и Газпромом, в котором инвестиционные намерения газовой монополии будут официально зафиксированы.

Скажу честно, меня, как и часть моих коллег, такой подход не устроил. И мы предлагали руководству региона все же сначала подписать соглашение с преобладанием в нем объектов социального инвестирования, а уж потом выходить к нам с законопроектом о внесении изменений в 19-ю статью Закона «О налогообложении в Пермском крае». Видимо, мы говорили недостаточно громко. Сторонники льготы говорили громче. Что Газпрому надо верить, что он - наш надежный партнер, что строительство новых газопроводов выгодно не столько газовикам, сколько нашему сельскому населению. Поэтому надо обязательно принимать закон в первом чтении. И что если вдруг произойдет такое чудо, что соглашение не будет подписано к моменту окончания срока подачи поправок к данному законопроекту, то исполнительная власть сама инициирует непринятие этого документа во втором чтении.

Но каждый остался при своем мнении. В преддверии заседания велись частные беседы с депутатами, на которых речь шла не о плюсах и минусах принятия законопроекта, а о том: ты за или против политики руководства региона, о возможных последствиях принятой депутатом позиции. И майское пленарное заседание, на котором рассматривался данный законопроект, завершилось вполне предсказуемым скандалом с тайным голосованием, с тройным пересчетом голосов, с непонятно откуда взявшимся бюллетенем, благодаря которому льгота набрала необходимый 31 голос, и со срывом пленарки из-за боязни сторонников законопроекта, что результаты голосования не будут утверждены. Следует отметить, что именно это был первый срыв заседания из-за отсутствия кворума. Хотя на июньской пленарке результаты голосования все же утвердили, но ящик Пандоры был открыт, и наметившийся раскол в депутатском корпусе только усугубился. Результаты того скандала мы расхлебываем по сей день. Но ради чего все это затевалось?

Увы, наши худшие опасения оправдались. Срок подачи поправок к тому законопроекту завершился 25 сентября. Соглашения Пермского края с Газпромом нет и, вероятно, уже не будет, так как эта компания серьезно урезала свой инвестиционный бюджет. Инициативы об отзыве этого законопроекта или поправки губернатора, ведущей к непринятию закона во втором чтении, тоже нет. И теперь уже нам, депутатам, придется собирать рабочую группу и решать судьбу документа, вокруг которого было сломано столько копий и роздано непомерное количество обещаний.

Заодно нам придется разбираться с теми, кто встал в очередь за льготами. Ведь вслед за газовиками к нам «постучались» почтовики, которые с учетом социальной значимости их услуг хотели бы получить 50-процентную льготу по транспортному налогу для постепенного обновления автопарка. Следом за почтой «прилетела» малая авиация, которая через своего депутата просит ввести «нулевую ставку» в отношении налога на имущество авиационной инфраструктуры. Свое право на льготу отрасль мотивирует одним из указов Президента, где развитие региональной малой авиации названо приоритетной задачей. К слову, данный законопроект уже разработан и включен в повестку октябрьского пленарного заседания.

Я не знаю, сколько еще организаций придет к нам за налоговыми льготами, ведь сегодня в нашем регионе трудно найти отрасль, которая бы не являлась социально значимой или приоритетной. Я не знаю, сколько еще претензий по поводу налоговой льготы для газовиков нам предъявит Федеральная антимонопольная служба, которая борется за равные права и равные преференции для всех субъектов бизнеса в той или иной отрасли. Но чтобы захлопнуть этот ящик Пандоры, нам необходимо на октябрьском пленарном заседании рассмотреть инициативу о внесении изменений в Закон «О налогообложении в Пермском крае» во втором чтении и ее отклонить. И тогда все вопросы снимутся.

Очень надеюсь, что это будет сделано с подачи руководства региона, которое гарантировало такой шаг в случае неисполнения обязательств со стороны Газпрома. А восстановленные в краевом бюджете средства в размере 437 миллионов рублей будут направлены туда, куда изначально предназначались - на исполнение прошлогодних указов Президента по повышению зарплат бюджетникам.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~KCDvQ