«Ангара» метит на восток

«Ангара» метит на восток

24 августа 2016
Технологическая «цепочка», в которую включены пермские ракетостроители (ПАО «Протон-ПМ»), понемногу меняет свое направление. Если раньше абсолютно вся космическая индустрия страны была «завязана» на Москву и Подмосковье, где исторически были сконцентрированы головные конструкторские бюро, то в последние годы Роскосмос пытается изменить эту схему. В конце июля на омском производственном объединении «Полет» состоялась презентация первого цеха, где будут собирать универсальные ракетные модули нового семейства ракет-носителей «Ангара». А до конца года, по словам заместителя генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Артёма ХРЕБИНА, на омском предприятии будет запущен полный цикл по конвейерному производству «Ангары». И со временем именно сюда поедет первая ступень ракеты, сделанная в Перми.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) Дениса КРАВЧЕНКО, с 2009 года в омскую площадку государство инвестировало около 6 миллиардов рублей.

- Мы получим в Омске самый современный, уникальный завод по строительству «Ангары». Построены прекрасные, современные цеха очень высокой чистоты, которые предназначены для сборки ракет, для создания и приготовления баков. Буквально на днях завершен очень большой цех для итоговой сборки ракеты-носителя «Ангара», - порадовался на презентации Кравченко.

Между тем реализация силового решения по переносу космических компетенций на другие территории страны, естественно, не обходится без трений. Российское ракетостроение традиционно очень закрытая структура, однако можно себе представить, какая невидимая глазу борьба идет за изменение направления многомиллиардных потоков. Как заявил первый заместитель гендиректора ОРКК, «в ближайшие годы в омский завод будет инвестировано еще более 10 миллиардов рублей. Эти планы мы подтверждаем, несмотря на то, что находимся в непростых условиях, идет секвестр бюджета. Но больше половины средств, которые центр Хруничева тратит на развитие, он вкладывает в омскую площадку. Конечно, это не всем нравится, но…».

Впервые о том, что окончательной сборкой «Ангары» будут заниматься в Омске, заявил зампред правительства РФ Дмитрий РОГОЗИН в мае 2015 года, однако эти планы готовились, конечно, намного раньше. Как объяснил Кравченко, «сегодня Роскосмос и «Объединенная ракетно-космическая корпорация» переживают серьезные изменения. Ведется разработка программ стратегических преобразований для ключевых отраслевых холдингов. Флагманом и самым передовым холдингом агентства и корпорации является ГКНЦП им. Хруничева. Программа стратегических преобразований, которая была разработана нами совместно с топ-менеджментом центра им. Хруничева, сегодня активно внедряется, и мы рассчитываем существенно сократить издержки, получить дополнительные конкурентные преимущества, оптимизировать расходы, внедряя современные технологии управления, в том числе наиболее передовые. И рассчитываем получить в течение ближайших 3-5 лет существенное, «в разы», повышение производительности труда, сократить задержки. Мы получаем удешевление продукции, более конкурентные преимущества на рынке и, как следствие, повышение средней заработной платы наших сотрудников. Мы планируем развитие уникальных компетенций и производств в регионах, и площадка омского завода «Полет» активно развивается в этом направлении…».

Как видно, обидные слова Рогозина насчет сравнения российской и американской производительности труда в космической отрасли и «вечного любования на Илона Маска» задели топ-менеджеров отрасли за живое. В комментариях специалисты обычно указывают на высокую стоимость рабочей силы и земли в Москве и Подмосковье, предполагая будущую экономию, хотя вряд ли она окупит многомиллиардные затраты. Противники переноса компетенций в регионы говорят о неизбежном падении качества - собственно, по тому же Омску уже ходит история про днище бака «Ангары», которое попытались приварить, не глядя в чертежи. Ну и, естественно, блогосфера полна прозрачных намеков на то, что, создавая площадку в Омске, ОРКК параллельно рушит производство в Филях, где 65% территории будет отдано под застройку жилого комплекса VIP–класса.

Однако, когда 12 марта 1958 года приказом Совнархоза Пермского экономического административного района было создано специальное производство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на Пермском моторостроительном заводе №19 им. И. В. Сталина, - это тоже был рискованный шаг. Зато теперь качество первой ступени «Протона» пермского производства является высочайшим в мире (причиной аварий «Протона» последних лет, как правило, был разгонный блок, который делают в Воронеже). Будем надеяться, что и омский «Полет» сумеет достаточно быстро переболеть детские болезни - ведь от качества итоговой продукции напрямую будет зависеть и финансовое состояние нашего «Протона».

Пока что будущий получатель пермской первой ступени «Ангары» осваивает федеральные инвестиции достаточно успешно. Полностью готов баковый цех, где в ходе презентации гостям из ОРКК и центра Хруничева продемонстрировали технологию раскатки обшивок днищ топливных баков диаметром до 4 метров. Универсальный ракетный модуль состоит из двух видов бака - топливного и бака с окислителем. Баки создаются из металлических листов путем фрикционной сварки. Это настоящий прорыв в мировом ракетостроении. Завод оснащен тремя установками для сварки сегментов бака, днищ и кольцевых швов баков. Этот тип сварки отличается повышенной прочностью - сам шов оказывается прочнее, чем корпус бака.

Не менее важен и цех чистой сборки - абсолютно стерильная зона, куда постороннему вход воспрещен.
- В этом цехе может поместиться половина «Ангары», которая состоит из 10 баков - кислородных и керосиновых, также есть промежуточные отсеки. Класс чистоты здесь самый высокий, нельзя, чтобы находилось более 3–5 человек, все они должны быть в спецодежде, в бахилах или сменной обуви, – рассказал директор «Полета» Михаил ОСТРОУШЕНКО. - Все ракеты-носители борются за полезную нагрузку. Чем она больше - тем меньше вес самого носителя, максимально уменьшен расход топлива. Все системы и двигатели - иногда настолько тонкие вещи, порой измеряются микронами, поэтому каждая частица, летающая в воздухе, может создать помехи, если попадет. В воздухе конструкторы установили особые ограничения – не дай Бог что–то попадет, ничего не допускается…

По планам Роскосмоса, с 2020 года при трехсменной работе «Полет» будет выпускать до 100 универсальных ракетных модулей в год. Предприятие станет единственным центром по производству ракетных модулей для «Ангары» в стране. Кроме того, в Омске будут выпускать почти все комплектующие, кроме двигателей и разгонного блока, а также организуют сборку и испытания носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Ну а Пермь станет головным производителем первой ступени - основной части любой ракеты, обеспечивающей отрыв от земного тяготения. Причем, судя по планам «Полета», на пермском «Протоне-ПМ» тоже придется вводить трехсменку.

Кстати, в начале августа уже был заключен первый контракт на запуск зарубежного космического аппарата на ракете-носителе «Ангара». Компания International Launch Services (дочерняя компания ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) и Корейский институт аэрокосмических исследований заключили контракт на запуск корейского многоцелевого космического аппарата Arirang-6, также известного как KOMPSAT-6, с помощью РН «Ангара-1.2». Запуск планируется осуществить в 2020 году с российского космодрома Плесецк в Архангельской области. И это только начало.


Источник: издание «Деловой интерес»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~qTiqF