Состояние аварийности с грузоподъемными механизмами

Состояние аварийности с грузоподъемными механизмами

4 марта 2016
Скоромный А. О.              
ООО «СТЭК»        
Заместитель технического директора по строительству            
e-mail: ooo_ctek@bk.ru

Шевченко О.В.
ООО «Гилберт Инвест»
Директор департамента экспертиз

Джумаев Апти Адамович
Генеральный директор, эксперт
экспертно-диагностическая организация ООО«Эксперт»
e-mail: dzh-apti@yandex.ru

Воробьев В.А.
Генеральный директор
ООО "Джустус"


В России производственный травматизм и аварийность на грузоподъемных сооружениях занимают третье место после травматизма в угольной и горнорудной отраслях промышленности. В составе грузоподъемной техники российских предприятий и организаций около 800 тысяч  подъемных сооружений, включая грузоподъемные краны (козловые, башенные, гусеничные, автомобильные, автоподъемники),  тельферы, тали, лебедки, грузовые лифты, подъемники и т.п.

Общие распространенные факторы риска возникновения аварий следующие:
- высокая степень износа эксплуатируемых грузоподъемных устройств;
- низкий уровень производственной и технологической дисциплины низкоквалифицированного работающего персонала, недостаточность подготовки и переподготовки специалистов;
- ограниченное финансирование программ, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, в том числе на повышение знаний требований промышленной безопасности и практических навыков (происходят сокращение и даже ликвидация служб производственного контроля, предназначенных для постоянного надзора за опасными произ¬водственными объектами);
- ограничение полномочий Ростехнадзора на опасных производственных объектах, находящихся в частной собственности.

Аварии (т.е.  опасные события, приводящие к падению груза или к разрушению элементов устройства, ведущие к материальному и моральному ущербу)  подразделяются на повлекшие и не повлекшие за собой несчастные случаи. Наибольшее число аварий ежегодно происходит при эксплуатации башенных,  гусеничных,  пневмоколесных и автомобильных кранов. Поскольку грузоподъемное оборудование довольно крупное и громоздкое, возникновений аварий со смертельным исходом нередко.

Основные причины большинства аварий грузоподъемных кранов:
- отказы отдельных деталей, узлов и конструкций из-за нарушения установленного режима работы, отложенного диагностирования и технического освидетельствования кранов;
- невыполнение своевременно, качественно, в полном объеме технического обслуживания кранов и капитально-восстановительных ремонтов;
- несоблюдения инструкций предприятий-изготовителей (в том числе относительно условий эксплуатации) и правил безопасности;
- конструктивные недостатки и дефекты изготовления проектными организациями и заводами-изготовителями.

По каждому случаю аварии производится расследование ее причин специальной комиссией, возглавляемой представителем Ростехнадзора с участием представителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Аварии со смертельным исходом или групповые несчастные случаи расследует комиссия, членом которой обязательно является государственный инспектор труда.

Эксперты по подъемным сооружениям Ростехнадзора осуществляют анализ контрольно-надзорной деятельности, аварийных ситуаций.
В текущих проверках систематически выявляются нарушения, среди которых наиболее частотны:
- недобросовестное осуществление производственного контроля,
- ненадлежащее оформление нормативно-технической документации на опасных объектах,
- эксплуатация подъемных сооружений, не прошедших экспертизу промышленной безопасности,
- эксплуатация подъемных сооружений, имеющих повреждения, поломки приборов и устройств безопасности.

За нарушение Правил безопас¬ности специалисты Ростехнадзора привлекают администрацию предприятий к адми¬нистративной ответственнос¬ти, в отдельных случаях предписывают приостановление эксплуатации технического устройства.

С целью профилактики аварийности специалисты Ростехнадзора готовят информационные и инструктивные письма с рекомендациями по устранению недостатков в организации технологического режима, техники безопасности, охраны труда и с указанием сроков их выполнения; проводят семинары по недопущению случаев аварийности и травматизма.

В настоящее время самая актуальная проблема - отсутствие средств на обновление парка грузоподъемной техники. Один из факторов риска, оказывающих влияние на состояние безопасности и противоаварийной устойчивости объектов с использованием грузоподъемной техники - отсутствие достаточной законодательной базы, обязывающей физических лиц, владельцев грузоподъемных кранов, выполнять требования промышленной безопасности, так как требования ПБ 10-382-00 на них не распространяются.


Литература:

1.    Аварии с подъёмными кранами в России и грузоподъемными механизмами. 2009 год. - http://protown.ru/information/hide/7907.html
2.    Катаев В.А., Манаков А.П., Глухов А.А. Аварии грузоподъемных механизмов: причины и последствия //  Промышленная и экологическая безопасность и охрана труда. – 2015. – № 7.
3.    Липатов А.С. Методы повышения безопасности грузоподъемных кранов при ненормируемых условиях эксплуатации // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. _ Новочеркасск, 2005. http://www.dissercat.com/content/metody-povysheniya-bezopasnosti-gruzopodemnykh-kranov-pri-nenormiruemykh-usloviyakh-ekspluat#ixzz3z0Kkl9PG. – 259 с.
4.    Славцов Б.О. В Мордовии растет число нарушений безопасной эксплуатации подъемных сооружений  // Промышленная и экологическая безопасность и охрана труда. – 2012. - № 6.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~ZSr7C