Устройства, обеспечивающие безопасность грузоподъемных кранов

Устройства, обеспечивающие безопасность грузоподъемных кранов

4 марта 2016
Скоромный А. О.              
ООО «СТЭК»        
Заместитель технического директора по строительству            
e-mail: ooo_ctek@bk.ru

Шевченко О.В.
ООО «Гилберт Инвест»
Директор департамента экспертиз

Парфенов М.С.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
ведущий эксперт отдела экспертизы ЗиС
e-mail:promtek2@mail.ru

Косенок А. С.
Общество с ограниченной ответственностью
«Техническая экспертиза промышленной безопасности «ПромТЭК»
ведущий эксперт отдела экспертизы ЗиС
e-mail:promtek2@mail.ru

Воробьев В.А.
Генеральный директор
ООО "Джустус"



Грузоподъемные краны - основные механизмы погрузочно-разгрузочных работ и строительного монтажа. Они обслуживают большую площадь рабочей зоны, поэтому представляют собой источник повышенной опасности.

Для предупреждения аварий грузоподъёмные машины снабжают ограждениями, устройствами безопасности и сигнализаторами. Приборы и устройства безопасности грузоподъемных машин подразделяются на 2 класса: исключающие и снижающие действие на машиниста опасных факторов. Также по выполняемым функциям устройства безопасности разграничивают на 1) отвечающие за весовые и нагрузочные характеристики, 2) отвечающие за передвижение груза, крана, тележки, стрелы.

Для обеспечения безопасности работы на грузоподъемном кране машинист обязан включить приборы и устройства безопасности.

1.    Ограничитель грузоподъемности предназначен для автоматического отключения механизмов подъема и изменения вылета при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность
- портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 тонн включительно более чем на 15 %;
- стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 тонн более чем на 10 %;
-кранов мостового типа более чем на 25 %.

2.    Указатель грузоподъемности, соответствующей вылету, указывает точный вес поднимаемого груза; может быть установлен в нижней части стрелы или в кабине крановщика (на современной технике).

3.    Ограничители рабочих движений предназначены для автоматической остановки механизмов подъема грузозахватного органа в его крайних верхнем и нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек.  На стреловых кранах такие ограничители блокируют работу механизма на опасном расстоянии до проводов линий
электропередачи. Также в стреловых кранах при работе на малых вылетах крюка стрела может занимать положение, близкое к вертикальному и может откинуться назад; для предотвращения этого применяют ограничители подъёма стрелы крана (упоры на стреле и гибкие тяги).

4.    Устройства для ограничения скорости – это тормоза, остановы и ловители. Тормоза, автоматические и управляемые, предназначены для остановки  механизма (стопорные) или ограничения скорости подъема / опускания (спускные). Могут быть, в зависимости от конструкции рабочих элементов колодочными, ленточными, дисковыми, конусными. Остановы (храповые, роликовые, эксцентриковые) нужны для удержания груза на весу.

5.    Противоугонные устройства в виде рельсовых захватов и кли¬новых упоров устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе.

6.    Сигнализаторы служат для предупреждения звуковым сигналом, хорошо различимым в зоне работ, о приближении стрелы крана на опасное расстояние к линии электропередач или для предупреждения путем включения световой сигнализации о превышении допустимой величины наклона крана. Анемометры на башенных, портальных и козловых кранах служат для автоматического определения скорости ветра при работе стрелового крана и предупреждении машиниста крана об опасных значениях световым и звуковым сигналами.

7.    Координатная защита на стре¬ловых и башенных кранах призвана  предотвращать столкновения с препят¬ствиями в условиях стесненной маневренности.

Защита машиниста грузоподъемного механизма обеспечивается таким обустройством кабины управления, которое позволяет защитить от молнии, поражения электрическим током, вибрации, шума; изолировать от внешней среды (неблагоприятных метеорологических условий, запыленности и загазованности воздуха). Также применяются специальные меры защиты в виде окраски кабины и знаков безопасности в соответствии с ГОСТами. Средства индивидуальной защиты - это спецодежда, рабочие рукавицы, каска, предохранительный пояс.

Основные средства коллективной защиты: оградительные, предохранительные, тормозные устройства, блокировки, дистанционное управление, окраска и предупредительные знаки.
На современной технике устанавливают интегральные системы управления и безопасности на базе микропроцессора, не допускающие несанкционированного отключения устройств безопасности.

«Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (п. 49 - 57) определяют порядок монтажа и наладку указателей, ограничителей и регистраторов.


Литература:

1.    Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления. - http://mashmex.ru/podemniki/124-stropalshik.html?showall=1
2.    Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие. – М.: Академия, 2013. – 400 с.
3.    Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.11.2013.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~GGqyv