Влияние состояния рельсовых путей козловых кранов на изношенность кранового оборудования

Влияние состояния рельсовых путей козловых кранов на изношенность кранового оборудования

23 ноября 2015
Андрианов С.Г.;
Александров В.Н.;
Казанцев А.С.;
Аличкина Л.Г.;
Кармадонов А.П.,
Научно-производственное предприятие ООО НПО «СибЭРА»

ris37.png















Сотрудниками ООО НПО “СибЭРА” с 2011 г. было обследовано 72 козловых крана
различного типа по результатам проведенных экспертиз большая часть обследованных кранов, выпущенных в период с конца 1960до 2000 гг., нуждается в замене или полнокомплектном ремонте. Вместе с тем, даже при различных условиях и сроках эксплуатации кранов такого типа, наблюдается ряд схожих дефектов кранового оборудования. Наиболее часто выявляются трещины по сварным швам в металлоконструкциях кранов, трещины в основном металле пролетного строения и в конструкциях опор [1]. Одной из основных причин возникновения данных дефектов является неудовлетворительное состояние рельсовых путей. Как правило, владельцы кранов проводят полнокомплектный ремонт крана (ПКР), а ремонт рельсового пути откладывают на неопределённый срок, что является причиной возникновения повторных дефектов через короткий промежуток времени. Поэтому полнокомплектный ремонт крана необходимо проводить совместно ремонтом рельсового пути.

Полнокомплектный ремонт кранов - это ремонт подъемных сооружений в смонтированном состоянии с истекшим сроком службы с целью устранения повреждений, выявленных в результате технического диагностирования, для восстановления работоспособности подъемных сооружений и продления срока службы до следующего технического диагностирования[2, 3].

Согласно ФНП ПС[2]рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее при необходимости).

Самыми распространенными дефектами рельсового пути являются[2, 4]:

1. Превышение допусков предельных величин отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле.
2. Трещины рельса.
3. Выкол головки или подошвы рельса.
4. Отсутствие, разрушение или неполный комплект болтовых соединений на стыковых скреплениях, костылей на промежуточных скреплениях, стыковых скреплений.
5. Отсутствие, разрушение или неполный комплект промежуточных скреплений.
6. Наличие излома полушпал и гнилостных пятен и сквозной внутренней гнили в местах опирания подкладок на деревянных полушпалах.
7. Отсутствие водоотводных каналов.
8. Наличие посторонних примесей, загрязнения и засорение балластной призмы.
9. Отсутствие минимальной высоты балластной призмы.
10. Отклонение от параллельности пастелей, превышающее 10 мм по всей длине полушпал.
11. Отсутствие или разрушение лотка для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран.
12. Отсутствие ограничителей передвижений, ограждения, заземления и предупреждающих знаков.

В ходе проведенных экспертных обследований выявлено, что повторные дефекты отмечались в основном у кранов с рельсовыми путями неудовлетворительного состояния, в то же время после ремонта рельсовых путей число кранов с повторными дефектами существенно снижалось или же повторные дефекты не обнаружены совсем (Таблица).

Таблица. Статистика возникновения повторных дефектов у козловых кранов различного типа в зависимости от состояния рельсовых путей

ris38.JPG




Примечание: “прочерк” – кранов с повторными дефектами не выявлено

Вместе с тем, ремонт рельсовых путей козловых кранов совместно с ПКР не находит в настоящее время широкого применения. Основной причиной сложившегося положения является то, что ПКР кранов совместно с рельсовыми путями, имеющими значительные повреждения и дефекты, как правило, считается не целесообразным по экономическим соображениям. Однако такой подход представляется ошибочным.

Служба эксплуатации может добиваться требуемых эксплуатационных показателей оборудования крана за счет своевременного выполнения ремонта рельсового пути совместно с полнокомплектным ремонтом крана, дальнейшее его содержание в работоспособном состоянии, проведение постоянных проверок и комплексных обследований[5].Это является необходимым условием эксплуатации козловых кранов и влечет за собой уменьшение расходов на их ремонты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. РД 10-112-5-97.Методические указания по обследованию грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые
2.Приказ Ростехнадзора № 533 от 12 ноября 2013 г. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
3. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
4. РД 10-138-97. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин с изменениями №1 (РД-349 (138)-00)
5. РД 50:48:0075.01.05.Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей.




Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~HPVq1