Повышение инвестиционной привлекательности российских регионов - государственная задача

Повышение инвестиционной привлекательности российских регионов - государственная задача

3 января 2015
Повышение инвестиционной привлекательности российских регионов сегодня рассматривается как государственная задача. Ее реализацией занимается федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ). В целях стандартизации и упрощения ведомственных процедур, сопровождающих любой бизнес-проект, от его начала до полной реализации, АСИ разработало и добилось внедрения в большинстве регионов страны регионального инвестиционного стандарта. В 2013 году он был внедрен и в Кировской области. Организатором этой работы, осуществлявшим связь с АСИ, выступила экспертная группа по внедрению инвестиционного стандарта.

В 2014 году область приняла участие в проведении пилотного рейтинга инвестиционной активности, который был проведен АСИ в регионах, принявших свои инвестстандарты. По словам главы агентства Андрея Никитина, если бы этот рейтинг был официальным, то кировчанам было бы обеспечено 11-е место из 21, расположенное выше рейтинговых оценок Свердловской и Самарской областей. За сбор сведений и предоставление их в федеральный центр отвечала экспертная группа по внедрению инвестстандарта.
О том, чем дальше будет заниматься экспертная группа и какие перспективы у вятского бизнеса, корреспондент ИА «Вятка» спросил у руководителя группы и председателя Кировского регионального фонда поддержки предпринимательства «Содействие» Олега КАССИНА.

– Олег Валерьевич, правительство области отчиталось о внедрении инвестиционного стандарта. Означает ли это прекращение работы экспертной группы?

О.К. - С внедрением стандарта, когда были выполнены все 15 формальных его требований, работа экспертной группы не закончилась. Сегодня она занимается мониторингом его реализации в практике взаимодействия бизнеса и власти. Проведение рейтинга инвестиционной активности стало частью этой работы.

Сегодня мы выступаем в качестве аудиторов: выставляем некую оценку тому, как правительство области, органы исполнительной власти взаимодействуют с предпринимателями и инвесторами. Формально эта оценка выглядит как степень реализации требований инвестстандарта – либо они выполняются полностью, либо частично, либо не исполняются совсем. По результатам мониторинга мы можем сказать, что из 15 требований в Кировской области полностью выполнено 12. Исполнение оставшихся трех признано частичным.
Никто из членов экспертной группы не является государственным служащим, никак не связан с госструктурами. Все мы прямо заинтересованы в улучшении инвестиционного климата - кто-то как общественный деятель, кто-то - как предприниматель.

– Проведение рейтинга инвестиционной активности в этом году было пилотным проектом, но принято решение о придании ему статуса ежегодного. Что поменяется при составлении рейтинговых оценок в будущем году?

О.К. – На пилотной стадии использовалось 54 показателя, будет 52. Фактически их количество останется на прежнем уровне, но они изменятся качественно. Будет применена иная шкала оценки, хотя принципиально по своим целям и задачам эта процедура останется прежней.

– На какие стороны взаимодействия бизнеса и власти, на улучшение которой может повлиять внедрение регионального стандарта?

О.К. – Их много. Но по характеру обращений предпринимателей в наш фонд, я бы, наверное, сказал о сокращении сроков получения разрешений на строительство. В Кировской области эта процедура занимает 149 суток, тогда как в Татарстане – всего 41.

– АСИ хочет распространить опыт внедрения региональных инвестстандартов на уровень муниципалитетов. Уже принято решение о реализации таких пилотных проектов в четырех районах области. Что мы увидим в будущем?

О.К. – В любом случае в 2016 году все муниципалитеты будут внедрять такие стандарты. Логика такого решения понятна: любой инвестор, что внутренний, что внешний, приходит в конкретное муниципальное образование. Именно в муниципалитете он получает разрешение на строительство, на подключение к инженерным, коммунальным и энергосетям. Поэтому от того, как организована эта работа, насколько стандартны и прозрачны процедуры, в какие сроки они укладываются, зависит инвестиционная привлекательность территории. Например, в ближайшее время должно состояться заседание координационного совета муниципального образования «Город Киров», на котором планируется рассмотреть положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия. Проведение такой процедуры является одним из ключевых моментов внедрения муниципального стандарта. Ведь принятие любого городского нормативного акта, касающегося ведения бизнеса, должно сопровождаться независимым аудитом со стороны предпринимательского сообщества. Аудит должен стать ответом на вопросы, как этот нормативный акт повлияет на деятельность предпринимателей, возникнут ли с его внедрением какие-либо дополнительные обременения или материальные затраты?

– Насколько такая оценка или заключение станут обязательными к исполнению муниципалитетом?

О.К. – Выводы будут сделаны в любом случае, а вот насколько это будет учитываться – покажет практика. Но так или иначе экспертная группа на уровне муниципалитета будет рассматривать это как оценку внедрения инвестиционного стандарта.

– Можно ли будет при выставлении негативной оценки изменить отношение муниципалитета к взаимодействию с экспертами, да и предпринимательским сообществом в целом?

О.К. – Давайте пока говорить о региональном уровне. Есть несколько механизмов воздействия для того, чтобы исполнительная власть учитывала мнение экспертного сообщества. В частности, все наши оценки заносятся в систему управления проектами, которую контролируют АСИ и Министерство экономического развития РФ. Если в регионе проседает оценка регулирующего воздействия, то он попадает в «красную зону», которую видит и АСИ, и Минэкономразвития. Следовательно, на федеральном уровне делаются соответствующие выводы и губернатору могут «поставить на вид». Но пока до этого не доходило. Все вопросы удавалось решить в регионе, не подключая федеральные органы.
Например, удалось наладить регулярную работу консультативного совета по инвестициям, что выступает одним из требований регионального стандарта. Ранее работа тормозилась, накапливались вопросы, от решения которых зависела инвестиционная активность. Но после того, как наша экспертная группа вынесла свою оценку и предложила рекомендации по устранению препятствий, работа совета наладилась.

– Как бы вы по десятибалльной шкале оценили эффективность взаимодействия экспертов с правительством области?

О.К. – На шесть баллов. Нам в этом плане еще есть куда расти. Формально рекомендации экспертной группы выполняются. А вот над содержанием такого исполнения нужно еще работать. В качестве примера недоработок можно привести состояние инвестиционного интернет-портала, создание которого – одно из требований регионального стандарта. Он призван показывать инвестиционную привлекательность региона, давать инвесторам разностороннюю информацию об объектах инвестиций. Но наш портал пока этого не делает, он не доработан ни содержательно, ни технически. Зайдя на такой портал, западный инвестор в Кировскую область поедет в последнюю очередь. А хотелось бы, чтобы мы были на голову выше всех остальных.

– А положительные примеры есть?

О.К. – Безусловно. Отмечу продуктивное взаимодействие с губернатором области и его заместителями. С Никитой Юрьевичем Белых работать проще всего: если удается встретиться с ним лично, то вопросы решаются быстро. А вот на уровне региональных органов исполнительной власти – департаментов, управлений и отделов – появляется, если можно так выразиться, много всяких «но», запятых и многоточий.

– Имеет ли экспертная группа влияние на администрацию города Кирова, особенно в свете последних ее решений, непосредственно касающихся предпринимательства (повышение ставки налога на земельные участки под строительство, отмена единого налога на вмененный доход)? Какова ваша оценка таких административных решений?

О.К. – Безусловно, эти решения негативно скажутся на бизнесе, как в плане его организации, так и материально. На мой взгляд, администрации не достичь и поставленной цели – пополнения бюджета. И причина не только в том, что такого рода решения приняты без должного предварительного анализа, а что составлены они без учета мнения предпринимательского сообщества. Хотя я не могу сказать, что кировский муниципалитет совсем игнорирует бизнес-сообщество. Например, нашим экспертам удалось добиться от муниципальных властей введения минимальной арендной платы для социально ориентированного бизнеса.


ИА «Вятка»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~JOlaf