Лингвисты изучили, как возраст и образование влияют на употребление глаголов

Лингвисты изучили, как возраст и образование влияют на употребление глаголов

20 октября 2020
Заведующий кафедрой теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ, доктор филологических наук Елена Ерофеева и доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ, кандидат филологических наук Дарья Павлова выступили в качестве педагогов-тренеров направления «Лингвистика» образовательного центра «Сириус» в Сочи.

В течение недели преподаватели ПГНИУ вместе с участниками образовательной программы реализовывали научно-исследовательский проект «Глагольные профили текста: социолингвистическое варьирование». Итогом работы стали два корпуса письменных и устных текстов.

Команда провела устный опрос среди воспитанников ОЦ «Сириус», а также письменный опрос среди школьников и взрослых разного пола и уровня образования. Участникам эксперимента предлагалось описать комикс датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Затем юные исследователи обработали и визуализировали полученные данные с помощью веб-приложения для анализа текстовой информации «Семограф» и программы SciVi, которые были разработаны лингвистами и математиками Пермского университета.

На основе обработанных данных были составлены круговые графы и столбчатые диаграммы, демонстрирующие зависимость использования разных категорий глагола (вид, время, наклонение, возвратность, залог) от социальных характеристик информантов.

По наблюдениям команды, в письменной речи опрошенные чаще всего используют глаголы в личной форме и инфинитивы (например, учусь/учиться), реже – императивы и полные причастия (учись/учившийся). Мужчины, в отличие от женщин, в письменной речи чаще используют повелительное и сослагательное наклонение. Большое влияние на выбор форм глагола оказывает возраст информантов: чем старше человек, тем большее количество разных форм он использует в устной речи.

«Проект дал нам уникальную возможность поработать с очень талантливыми школьниками, сделать действительно серьезный научный проект. Наше исследование было высоко оценено экспертами образовательного центра. По итогам работы мы планируем совместно с участниками сессии опубликовать статью», – делится впечатлениями кандидат филологических наук Дарья Павлова.

Результатом работы проектной команды стал итоговый постер и выступление на TED-конференции «Лингвистика в стиле TED».

Смена «Лингвистика» прошла в образовательном центре «Сириус» со 25 сентября по 13 октября. Участниками стали 126 учеников 8–11 классов школ со всей России.
Лингвисты Пермского университета второй год подряд принимают участие в осенней сессии «Сириуса». В прошлом году преподаватели кафедры теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ Константин Белоусов и Дарья Павлова вместе со школьниками анализировали образы крупных российских городов в языковом сознании старших школьников.

Образовательный центр «Сириус» создан фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента РФ с целью выявления и дальнейшей профессиональной поддержки одаренных детей в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин и технического творчества.
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~gs3gT