Роботы из Перми приглянулись иностранцам

Роботы из Перми приглянулись иностранцам

2 июня 2016
Пермская компания «Промобот», являющаяся резидентом Сколково, с последней международной выставки роботов (Irex), прошедшей в Токио в декабре прошлого года, привезла умопомрачительный пакет договоров о поставке и производстве своих роботов в Китае. На говорливую пермскую продукцию на колесиках положила глаз китайская микроэлектронная компания Keysi Microelectronics из города Ханчжоу и сделала предложение, от которого невозможно отказаться.

Что такое «promobot», пермяки увидели еще три года назад в фойе гипермаркета «СемьЯ» на улице Революции, где андроиды рекламировали все - от цветов до шоколадок. Продажи сразу увеличивались в разы, и именно это сделало проект группы аспирантов Пермского Политеха коммерчески интересным.

Идея сделать робота-промоутера принадлежала другому выпускнику ПНИПУ, пермскому предпринимателю Алексею ЮЖАКОВУ, ставшему для нищих изобретателей своего рода бизнес-ангелом. И после того, как интересы бизнеса и науки совпали, пермский стартап начал свое победное шествие по России, а теперь и дальше. Чествование в Сколково, награда от Премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА и даже занесение в список наиболее перспективных начинающих предпринимателей журнала «Форбс» - обо всем этом пермские СМИ уже писали. Но даже при таком всеобщем внимании продажи «промоботов» в лучшем случае исчислялись парой десятков штук в год.

робот медведев.jpg



















И тут вдруг новость - «Промобот» продал китайцам сразу пять своих консультантов, получил оплату еще за четырех, а также заключил с Keysi Microelectronics два соглашения об углублении сотрудничества. Первое подразумевает поставку до конца 2017 года еще сотни роботов, сделанных в Перми, а второе - создание в одной из провинций Китая совместного предприятия с участием местного правительства мощностью… не менее 1000 роботов в год.

Всё это похоже на сказку, которую любят рассказывать европейским лохам китайские товарищи, нацелившиеся позаимствовать технологию. Они проделывали это не раз с куда более мощными компания¬ми вплоть до мировых брендов, а тут всего лишь какой-то российский стартап. Тем не менее, само внимание приятно, поскольку выглядит как подтверждение перспектив пермского проекта.

По словам пермяков, представители Keysi Microelectronics обратили внимание на их продукцию потому, что она является самой доступной по стоимости среди конкурентов.


Промобод2.jpg



















По словам Алексея Южакова, который стал чуть ли не «лицом фирмы», в рамках совместного предприятия российская сторона возьмет на себя программное обеспечение, а выпуском и реализацией устройств на территории Китая озаботятся азиатские коллеги. В «Промоботе» отмечают, что у Keysi Microelectronics большая сеть контактов по всему миру в сфере строительства и торговли.

- Благодаря нашим партнерам мы сможем распространить «промоботов» по всей территории Китая - в банках, кинотеатрах, торговых центрах и других местах, где необходимо поднимать сервис и повышать качество обслуживания клиентов, - мечтает г-н Южаков.

Само собой, говорить о сумме сделки на поставку 100 роботов пока бессмысленно. Как говорят в компании, «промоботы» будут поставляться поэтапно, и цены на них станут зависеть от комплектации, параметры которой заказчиками пока не конкретизировались.

Условия трехстороннего проекта по производству роботов на территории Китая - тоже предмет обсуждений. Роль местной администрации будет заключаться в выделении площади под завод, предоставлении денег на оборудование, компенсации расходов на проживание, питание и зарплату россиян. Затраты на запуск подобных проектов г-н Южаков оценивает в районе десятков миллионов долларов. Сбором и утверждением разрешительной документации с декабря прошлого года занимается Keysi Microelectronics.

Разумеется, если китайцы смогут украсть технологию, разобрав пермских роботов по винтикам, - они украдут. Однако, по признанию Алексея Южакова, в технологическом смысле «промобот» является результатом интеграции наработок нескольких компаний. Собственно «Промоботу» принадлежат дизайн, механика, контроллер управления, лингвистическая база, алгоритмы самообучения. Технология распознавания лиц взята у резидента Сколково, компании «Вижнлабс»; синтез речи робота и система навигации - еще у двух других сколковских резидентов. Распознавание речи происходит на открытых стандартах, однако для специфичных сценариев задействованы решения «Яндекса», Google и «Центра речевых технологий». И если «железо» скопировать достаточно просто, то взломать софт будет потрудней.


Промобод.jpg


















Пока сотрудничество развивается вполне успешно. Как рассказали ребята, первой сложной проблемой стала адаптация робота под китайский рынок. По словам Алексея Южакова, «нам предстояло полностью переработать лингвистическую базу, потому что в китайском языке, например, не ставятся пробелы между словами, как в русском или английском, не говоря уж об обилии диалектов и особенностей произношения». Однако уже через две недели совместных работ пермских инженеров и специалистов Keysi Microelectronics робот заговорил на базовом китайском.

-  Теперь остается расширять лингвистическую базу, в чем нам помогают наши партнеры, под нашим руководством, - заявляют в «Промоботе».


Источник: издание «Деловой интерес»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~VowgJ