Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

27 апреля 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226), в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
примерная модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
особенности реализации учебной и производственной практик при реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

I. Примерная модель реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий

3. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
3.3. информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
3.4. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
4. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя), представленного любым доступным способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн-консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов (в приложении к настоящим Методическим рекомендациям приводится пример организации урока в режиме видео-конференц-связи с использованием платформы Скайп).
7. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций.
8. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).
При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

II. Рекомендации по реализации программ среднего
профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий

9. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
10. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в "виртуальных группах", которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
11. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
12. Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.
В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная организация самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
15. Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения, в частности для управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень центров опережающей профессиональной подготовки расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.
16. В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул - плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком образовательной организации, с учетом положений статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам.

III. Примерная модель реализации
образовательных программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий

17. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
издает организационный приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
назначает ответственного за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов;
обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" инструкцию для обучающихся и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин и пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации работы в "виртуальных" и "совместных" группах.
19. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров, онлайн-консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования список инструментов виртуальной коммуникации.
20. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, определяет, какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью онлайн-курсов, а также какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
21. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.
22. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
23. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
24. Образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных необходимо обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися, а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации.

IV. Особенности реализации учебной и производственной
практик при реализации программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий

25. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В указанном случае образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
26. В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом образовательной организации.
Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются локальным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Короткая ссылка на новость: http://a-economics.ru/~ZnzNb

Интервью

Константин Сунцов:«Если корпорация развития Удмуртии будет ежегодно приносить 5% от всего объема инвестиций, это будет суперрезультат»
28.02.2020
Гендиректор корпорации развития рассказал о том, с какими показателями она подходит к 2020 году, почему в республику не идут крупные инвесторы, и как будут развиваться проекты промпарков

Прикладная наука